В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте адаптации к смене формата обучения. Тематический анализ ряда полуструктурированных интервью с подростками 13 – 17 лет из Москвы, Рязани, Томска, Московской и Свердловской областей позволяет охарактеризовать пять наиболее значительных факторов, затрудняющих или облегчающих адаптацию школьников к переходу на дистанционное обучение. Сюда входят: школа и отношения с учителями; дополнительное образования и хобби; отношения со сверстниками; семейный контекст; индивидуально-личностные характеристики школьников. Пилотажный характер данного исследования и небольшая выборка ограничивают возможности экстраполяции выводов на все группы российских школьников, однако позволяют продемонстрировать комплексный характер трудностей, с которыми сталкиваются подростки, и продемонстрировать широкий диапазон ресурсов для их преодоления. С опорой на результаты разработаны рекомендации, которые могут быть использованы руководством образовательных организаций, педагогами и родителями для снижения стресса школьников и облегчения их адаптации к дистанционным форматам.
Ключевые слова : COVID-19
Личностно-профессиональные особенности руководителей социальной сферы с различным отношением к пандемии и её последствиям
В статье представлены результаты изучения отношения руководителей к пандемии
COVID-19, приводится обзор мнений о её последствиях и о возможном влиянии на даль-
нейшее социально-экономическое развитие страны. Актуальность исследования обуслов-
лена необходимостью изучения и оценки эффективности управленческих стилей в ситу-
ации неопределённости и кризиса. Настоящий анализ важен для научно обоснованного
методического внедрения новых подходов и принципов подбора, расстановки и профес-
сионального развития кадров государственной гражданской службы в ответ на возможные
вызовы. Исследование проводилось с участием 661 руководителя, в том числе 383 предста-
вителей социальной сферы. Анализ результатов, который осуществлялся с применением
опросника оценки управленческого потенциала (ОУП, версия 5.0, Sinyagin, 2018) и спе-
циально разработанной анкеты, позволил провести дифференциацию участников опроса
по двум основаниям: отношение к пандемии либо как к мобилизующему вызову, либо как
к серьёзной, не всегда преодолимой трудности в реальной управленческой деятельности.
Доказательно показано, что установки руководителей по поводу перспектив развития стра-
ны по окончании пандемии, условно обозначенные как «оптимизм – пессимизм», влияют
на стратегии управления и ведут к качественно разным результатам деятельности. Выяв-
лено, что готовность к обучению и социальная мобильность выступают ключевой харак-
теристикой, связанной с оптимистичностью восприятия будущего; интернальность, сила
личности, выраженность стратегической жизненной идеи и управленческий опыт в наи-
большей степени связаны с повышением активности в преодолении сложившейся ситуа-
ции. Важный вывод заключается в том, что формирование и развитие именно этих качеств
выступает одной из задач личностно-профессионального развития руководителей в совре-
менном мире неопределённостей.
Достижения учеников в области математики: сравнительный анализ показателей в период до и после пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 способствовала переходу от очного образования к онлайн и дистанци-
онному образованию. Изменения произошли не только в методах преподавания, но и в стра-
тегиях и стандартах оценивания. Исследование нацелено на сравнение оценок по математике,
полученных учащимися в период до и после пандемии COVID-19, и, в частности, на изучение
различий в промежуточных и итоговых оценках учащихся Италии. Для достижения поставленной цели был проведен анализ успеваемости 231 ученика средних и старших классов школ
Италии. Результаты, полученные с помощью Т-критерия Вилкоксона (непараметрического
статистического теста), свидетельствуют о статистически значимой разнице в оценках, по-
лученных в период до и после локдауна, вызванного COVID-19. Полученные в конце года
итоговые оценки оказались выше, чем оценки в период до локдауна. Кроме того, согласно
полученным результатам, более половины учащихся из выборки по окончании учебного
года также получили более высокий балл. В ходе исследования изучались гендерные отличия
в успеваемости по математике. В научной литературе, посвященной данной тематике, до сих
пор не существует единого мнения о том, существует ли гендерное преимущество мальчи-
ков над девочками в изучении математики или наоборот. По итогам первого семестра были
получены статистически значимые различия, согласно которым школьницы превосходили
школьников. При этом в конце учебного года гендерных различий обнаружено не было. По-
лученные результаты свидетельствуют о том, что при анализе оценок учащихся, полученных
ими до и во время локдауна во время пандемии COVID-19, следует проявлять особую осто-
рожность, поскольку нельзя исключать вероятность завышения успеваемости учащихся. За-
вышенные оценки, не отражающие реальные знания и компетенции студентов, могут ввести
преподавателей и работодателей в заблуждение, так как могут содержать ложную информа-
цию о качестве знаний выпускников.
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 создала различные проблемы, особенно в секторе образования, где «но-
вая реальность» связана с онлайн-взаимодействием и дистанционным обучением. Личное
взаимодействие и контакты ограничены из-за принятых мер по социальному дистанциро-
ванию. Программы повышения квалификации позволяют учителям совершенствовать свои
компетенции в освоении лучших практик и эффективных стратегий обучения. Результаты
настоящего исследования показали, что для учителей повышение квалификации – это воз-
можность обучения на протяжении всей жизни, путь к профессиональному росту. Програм-
мы повышения квалификации до COVID-19 предусматривали мероприятия по следующим
темам: педагогика и технологии, приёмы активизации обучения, последипломное образова-
ние, лидерство и менеджмент, исследование в действии. Во время пандемии учителям были
предложены вебинары и тренинги по онлайн-обучению, технологическим возможностям
и психическому здоровью. Независимо от возраста и педагогического опыта, преподаватели
настроены на профессиональное развитие, стремясь быть лучшими педагогами. Они хотят
овладеть новыми знаниями и навыками, соответствующими реальным потребностям их уче-
ников мира в целом.