Актуальность исследования обусловлена требованиями, предъявляемыми к педагогу в условиях глобальной цифровой трансформации общества, и возможностями и рисками, связанными с этим. Ключевая идея исследования состоит в том, чтобы раскрыть феномен цифровой
компетентности студентов – будущих педагогов в контексте идей педагогики индивидуальности, а именно через навыки и компетенции, проявляющиеся в сферах индивидуальности
студентов в связи с применением ими цифровых технологий в учебно-профессиональной деятельности. Сбор эмпирических данных осуществлялся в ходе самооценивания студентами
совокупности навыков и компетенций в составе сфер индивидуальности. На основе полученных эмпирических данных был проведен иерархический факторный анализ компонентов,
составляющих сферы индивидуальности студентов, который позволил предположить, что
цифровая компетентность респондентов обуславливается прежде всего компонентами таких
сфер индивидуальности, как предметно-практическая, экзистенциальная и сферы саморегуляции.
Ключевые слова : цифровая компетентность
Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований
Проблема развития цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке является
одной из самых актуальных в теории и практике современного образования. Актуальность
вопроса подтверждается высокой востребованностью на рынке труда специалистов, владею-
щих цифровыми компетенциями. В статье систематизирована информация и представлены
тенденции публикационной активности авторов в области цифровой деятельности. Акцент
сделан на углубленное изучение тематики в сфере высшего образования. Обзорно-аналитиче-
ская работа проведена по данным научных баз Web of Science, Google Scholar, RSCI (eLibrary).
Основу анализа составили 120 наиболее цитируемых публикаций за период с 2000 по 2020
годы, в статье представлен итоговый обзор по 55 из них. В работе содержится авторское визу-
ально-графическое представление результатов. В частности, применяемые в научном обихо-
де понятия, связанные с цифровой деятельностью, представлены в виде пирамиды: от базо-
вого понятия «цифровые навыки» до наиболее широкого понятия «цифровая грамотность».
«Облако слов» отражает наиболее часто употребляемые в научных трудах слова о деятельнос-
ти человека в цифровой сфере. Автором представлена графическая визуализация факторов,
влияющих на формирование и развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций
студентов университета. Полученные результаты могут быть интересны исследователям,
преподавателям, руководству университетов при реализации образовательных программ.