Вопрос компетентности широко обсуждается в образовании. Дискуссия становится ожесточенной, если понятие «компетентность» сводится лишь к подготовке к профессиональной деятельности. Такое узкое толкование, как правило, подвергается критике профессионального сообщества. Необходимость решения постоянно возникающих проблем требует от специалиста широкого круга компетенций. Компетентность современного педагога – это крайне важная проблема, поскольку компетентность преподавателя играет ключевую роль в формировании компетенций обучающихся, что является приоритетной задачей школы. Актуальность компетентностного подхода определяется также тем, что основополагающую роль в современном образовании играют гуманистические ценности. В связи с этим цель настоящей статьи – анализ того, как компетентность педагога влияет на развитие компетенций обучающихся. Для достижения поставленной цели было проведено библиографическое исследование. Результаты показали, что следует разорвать связь понятия «компетентность» с миром бизнеса, свести к минимуму зависимость образования от коммерческих интересов. По мнению авторов, необходимо более ясное определение компетентности, которое будет способствовать развитию исследований в этой области.
Ключевые слова : ценности
Профессиональное развитие учителей и медиаобразование в виртуальной среде обучения
Цифровая и медийная среда требуют развития определенных навыков. В связи с этим учителю необходимо поощрять критическое мышление учеников, направлять их обучение и творчество на способность анализировать контент и адекватно выполнять задания. Учителя осознают важность использования современных технологий и социальных сетей в обучении. Однако многие педагоги не чувствуют себя готовыми к переходу на медиаобразование. Воспитанию культуры поведения в медиапространстве по-прежнему уделяется мало внимания, вероятно, из-за сложности и многогранности этой работы. Цель нашего исследования – разработать программу профессионального развития учителей (TPD), которая подготовит участников к процессу медиаобразования, ориентирует их на вопросы идеологии и ценностей. Разработка TDP в системе управления обучением (LMS) потребовала: 1) дать определение образовательным целям; 2) изучить медиапродукты, которые будут преобразованы в Цифровые обучающие объекты (DLO); 3) определить дидактические стратегии, включающие кейсы, форумы и разработку новых медиапродуктов. Выводы и рекомендации: дизайн программы в LMS позволяет организовать занятия и задания с использованием различных ресурсов в виде объектов обучения.
Характеристика школы для девочек: Тематическое исследование (пример из практики)
На раздельное обучение мальчиков и девочек в Польше приходится небольшой процент
альтернативных школ. Дебаты вокруг таких учебных заведений вызваны социальным функ-
ционированием студентов и вопросами эффективности труда в контексте академических
достижений. Большинство исследований обучения детей в однополых школах основано
на позитивистской парадигме и использует количественные методы. Монографических
описаний, учитывающих интерпретативную парадигму, нет. Нами проведено исследование
культуры школы для девочек с использованием качественных методов – тематическое иссле-
дование, основанное на этнографии. Целью исследования было изучение работы выбранного
учреждения и описание его культуры с использованием антропологических методов. Нас ин-
тересовало, как складывается образ учреждения на основе индивидуальных интерпретаций
его членов.
Цель исследования. Основные вопросы исследования касались специфики функционирова-
ния объекта, в частности его взаимосвязей и ключевых программных допущений. Необхо-
димо было выяснить, какие цели декларируются членами школьного сообщества, а какие
реально преследуются. Важно было также понять социальные отношения и стиль работы
персонала. Ещё одна задача – проанализировать и интерпретировать значения, которые мои
собеседники придают отдельным аспектам работы школы. Предпринятые действия можно
определить как построение и реконструкцию модели изучаемой реальности. Основная цель
работы – определение значений, которые участники придают повседневной жизни в школе.
Методы исследования. Основной процедурой для сбора данных были интервью, частично
структурированные и углубленные, а также наблюдения за различными школьными ситуа-
циями (как формальными, так и неформальными). Были опрошены родители, учителя, пред-
ставители совета и другие школьные сотрудники, проведены интервью с учениками в фокус-
группах (FGI), изучена работа директора школы (shadowing), проанализированы документы.
Программа Atlas.ti использовалась для анализа данных, что облегчило присвоение и класси-
фикацию кодов, а также объединение их в более широкие категории.
Выводы и рекомендации. Исследования показали, что взрослые респонденты одинаково ин-
терпретируют школьную реальность. И родители, и сотрудники школы подчеркнули важ-
ность ценностей в построении стиля работы школы и уникальный климат семей, связанных
со школой. Женский характер школы проявился в таких сферах, как социальные отношения
и сопутствующие им эмоции. Здесь возникало немало проблем, которые были вызваны спе-
цификой образовательного учреждения и требовали постоянного внимания в повседневной
работе. В меньшей степени это отразилось на стиле работы с обучающимися. Результаты
исследования применимы к конкретному случаю изученной школы. Методика может быть
многократно использована применительно к любому учреждению подобного типа.
Конор Галвин Ценности, видения и политические решения в области педагогического образования: уроки, извлеченные из российского контекста реформирования (2000-2017 годы)
Данная статья представляет результаты исследования дискурсивной конструкции новой
системы ценностей, которая с 2000 по 2017 годы направляла трансформацию педагогичес-
кого образования в Российской Федерации. В особенности рассматриваются видения и цен-
ности, которые стали основой для формирования официальных директивных документов в
области высшего педагогического образования в течение почти двух десятков лет. Основ-
ное внимание статьи уделено проблемам, связанным с конструированием дискурсивного
контекста, направленного на создание условий для трансформации и объединение усилий
по Проекту Модернизации Педагогического Образования. Этот проект был запущен Ми-
нистерством образования и науки в 2014 году. При этом данная статья не будет посвяще-
на практикам высшего педагогического образования в России, поскольку данный вопрос
прекрасно раскрыт в публикации Соболева (Sobolev, 2016). Мы же ставим другую цель –
сконцентрироваться на том, чему мы можем научиться в процессе исследования одного из
наиболее амбициозных и интригующих политических проектов нашего времени – процесса
реабилитации России как сверхдержавы. Данное исследование выстроено на основе трудов,
посвященных критическому дискурсу (Critical Discourse Studies), и освещает природу тех
изменений, которые происходят в результате политической работы. Данная задача достига-
ется путем анализа директивных документов и дискурсивных мероприятий, направленных
на дискурсивный пересмотр ценностной базы педагогического образования в стране. При
этом применяется дискурсивно-исторический подход (discourse historical approach) с опо-
рой на идеи Кржижановского (Krzyżanowski, 2010), а также Рейсигла и Водака (Reisigl and
Wodak, 2001; 2017). Проделанный нами анализ показал, что система ценностей и видение
педагогического образования сильно зависят от уникальной контекстуальной дискурсив-
ной конструкции и от легитимации политических решений путем ориентации на страте-
гию «конкурентоспособной, инновационной и лидирующей экономики». При этом видения
и ценности, которые лежат в основе современного высшего педагогического образования
России, тяжело поддаются изучению, они складываются в картину, которая намного слож-
нее, чем то, что понимается в реформе.