Цель данного исследования – определить характеристики опросника для выявления выгорания учителей. В данном исследовании использовался опросник «Выгорание учителей», разработанный Вренчем и др. Опрос проводился в мае 2022 года. Выборка состояла из 103 учителей. Альфа Кронбаха составила 0,974. Результаты показали, что опрошенные учителя испытывают низкий уровень выгорания (M = 31,53, SD = 17,89). Хотя статус наставника и стаж работы не оказались статистически значимыми параметрами, замечено, что учителя, не участвующие в наставнической деятельности, испытывают более сильное выгорание, чем наставники. Учителя, имеющие стаж работы от 11 до 30 лет, демонстрируют признаки выгорания; даже молодые учителя (до 5 лет стажа) в той или иной степени отмечают чувство выгорания. Полученные результаты следует рассматривать как индикаторы для последующих изменений в системе образования Сербии в плане снижения требований, предъявляемых к учителям, особенно административных. Таким образом, основная рекомендация направлена на то, чтобы разработчики образовательной политики учитывали как можно больше параметров при внедрении новых изменений, особенно риски, лежащие в основе выгорания учителей.
Ключевые слова : Учителя
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 создала различные проблемы, особенно в секторе образования, где «но-
вая реальность» связана с онлайн-взаимодействием и дистанционным обучением. Личное
взаимодействие и контакты ограничены из-за принятых мер по социальному дистанциро-
ванию. Программы повышения квалификации позволяют учителям совершенствовать свои
компетенции в освоении лучших практик и эффективных стратегий обучения. Результаты
настоящего исследования показали, что для учителей повышение квалификации – это воз-
можность обучения на протяжении всей жизни, путь к профессиональному росту. Програм-
мы повышения квалификации до COVID-19 предусматривали мероприятия по следующим
темам: педагогика и технологии, приёмы активизации обучения, последипломное образова-
ние, лидерство и менеджмент, исследование в действии. Во время пандемии учителям были
предложены вебинары и тренинги по онлайн-обучению, технологическим возможностям
и психическому здоровью. Независимо от возраста и педагогического опыта, преподаватели
настроены на профессиональное развитие, стремясь быть лучшими педагогами. Они хотят
овладеть новыми знаниями и навыками, соответствующими реальным потребностям их уче-
ников мира в целом.
Пилотное исследование по развитию медико-санитарных и психологических компетенций студентов в условиях эпидемии/пандемии
По данным Всемирной организации здравоохранения, шесть из десяти глобальных проблем
со здоровьем связаны с инфекционными заболеваниями (WHO, 2019), поэтому риск оказать-
ся в условиях пандемии очень велик. Национальные системы здравоохранения определили
пути решения этой проблемы, и профилактика среди них играет ключевую роль (Bloom &
Cadarette, 2019). Профилактика является эффективным и наименее затратным средством, не-
зависимо от того, является ли это специфической профилактикой (вакцинацией) или неспе-
цифическими профилактическими мерами (Bloom & Cadarette, 2019). Крайне важно, чтобы
в педагогическом образовании были предусмотрены возможности для профилактики наибо-
лее распространенных инфекционных заболеваний, а также популяризация базовых знаний
о них. Сюда входят модели поведения, которые необходимо вырабатывать у детей дошколь-
ного и младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. Дети успешно
приобретают полезные привычки и модели поведения посредством наблюдения (Bandura,
1977; Greer, Singer-Dudek, & Gautreaux, 2006). Поэтому важно, чтобы учителя дошкольных
и начальных образовательных учреждений обладали необходимыми знаниями, навыками
и опытом по психологической защите детей в условиях эпидемиологических рисков. Вне-
дрение комплексной педагогики (Hill et al., 2020) способно смягчить воздействие эпидемии/
пандемии на детей. В кризисной ситуации решать текущие проблемы нередко помогают не-
запланированные мероприятия, и это открывает инновационные подходы к образованию
учителей (Mutton, 2020).
Цель исследования – оценить медико-санитарные и психологические компетенции будущих
учителей, способствовать развитию их навыков с помощью семинаров, направленных на ос-
воение детьми моделей поведения, необходимых для сохранения их здоровья и социально-
эмоционального благополучия.
Помимо теоретической части и обзора литературы, исследование включало разработку спе-
циального опросника: анкета содержала 18 вопросов, выявляющих уровень знаний участни-
ков (3 вопроса) и их отношение к проблеме (15 пунктов для самооценки упомянутых ком-
петенций, по типу шкалы Лайкерта). Опрос носил анонимный характер и был разработан
в бумажной форме. Анкета использовалась в качестве первоначального теста и на этапе по-
вторного тестирования (после семинара).
В семинаре приняли участие 32 студента. Они получили более глубокое представление о на-
иболее распространенных инфекционных заболеваниях, их патогенезе, механизме распро-
странения эпидемии/пандемии и способах профилактики. Анализ показал, что студенты
повысили уровень своих психологических компетенций, в том числе готовность противо-
стоять вызовам, связанным с эпидемиологическими угрозами. В форме рассказов, фильмов,
плакатов и сообщений студентам были представлено, как в их повседневной образователь-
ной практике можно поощрять детей к поведению, сохраняющему здоровье, как во время
эпидемий сохранять психическое здоровье. Повторное тестирование показало, что уровень
знаний вырос на 32,09% (р=0,00000), в то время как положительное мнение о компетенциях
увеличилось на 14,84% (р=0,00001). Кроме того, в ходе сравнительного анализа санитарного
просвещения и психологических установок было установлено, что знания значительно улуч-
шились по сравнению с отношением (р=0,0064).
Принимая во внимание результаты настоящего исследования, серьезность и глобальный ха-
рактер медицинских проблем, значение и роль санитарного просвещения в педагогическом
образовании возрастает. Аналогичные мероприятия или разработка новых учебных про-
грамм могут значительно повысить компетентность учителей в этом вопросе.
Исследование факторов стресса, с которыми сталкиваются школьные учителя
Учителям приходится сталкиваться в школе с различными стрессовыми ситуациями. В этой
связи проведено много исследований, направленных на изучение потенциальных факторов
стресса, присутствующих в школьной среде. Как правило, подготовка учителей не подразуме-
вает развитие компетенций по разрешению стрессовых ситуаций на уроке. Однако, как толь-
ко учителя начинают свою профессиональную карьеру, в список их навыков и умений авто-
матически включается и данная компетенция. Цель настоящего исследования – определить
самые распространенные факторы стресса, с которыми сталкиваются учителя начальной
и средней школы в своей повседневной преподавательской деятельности. Для сбора данных
были использованы два метода: полуструктурированное интервью и наблюдения учителей во
время их занятий. На основе данных, полученных в ходе интервью, были определены девять
наиболее распространенных и серьезных факторов стресса: трудные ученики, несоответствие
между требованиями к успеваемости учащихся и их способностями, деструктивное поведе-
ние учеников, недостаточное внимание учащихся, социальные и эмоциональные факторы
среды, в которой живут учащиеся, использование мобильных телефонов во время занятий,
чрезмерная нагрузка и усталость учителей, недостаточное материально-техническое обеспе-
чение и отсутствие учебно-методических материалов, конфликты между учениками (указано
в иерархическом порядке). Наблюдение было проведено с целью подтвердить на практике
типы стрессоров, выявленных в ходе интервью. Анализ записей наблюдения подтвердил не-
которые стрессоры, выявленные ранее, а также определил новые факторы стресса.
Кросс-культурные образовательные партнерства в развитии глобальных лидеров: подготовка студентов педагогических направлений и директоров школ к обучению школьников в мультикультурной образовательной среде
В связи с учащением случаев террористических атак и военных действий по всему миру, ака-
демическая успеваемость, физическое и психическое здоровье детей, имеющих травмирую-
щий опыт, становятся поводом для серьезного беспокойства среди различных участников
образовательного процесса. Данная статья обращается именно к этим вопросам. Во-первых,
в статье обсуждается роль школьных учителей и управленцев в процессе работы с детьми,
пострадавшими в результате войны или терроризма. Во-вторых, автор отмечает и анализиру-
ет сходства между канадскими и пакистанскими школами, а также основные сложности, с ко-
торыми сталкиваются учителя во время работы с детьми, пережившими террористическую
угрозу и военные действия. В-третьих, статья предлагает установить кросс-культурное обра-
зовательное сообщество, которое сможет объединить руководство школ и учителей обеих
стран в соответствии с моделью train-the-trainer. Кроме того, автор дополняет существующую
литературу по вопросам школьного лидерства в мультикультурном контексте.