Актуальность исследования образовательного видеоблогинга определяется стремительным распространением технологий онлайн-обучения. Видеоблоги встраиваются в онлайн-курсы или являются самостоятельным образовательным продуктом в виде канала учителя, снимающего видео по своему предмету, помогают в самообучении, построении индивидуальных образовательных маршрутов.
Целью работы является изучение концептуальных основ и смыслов в предметном поле образовательного видеоблогинга. Задачи исследования предполагают определение преимуществ и ограничений использования видеоблогов на основе анализа англоязычных публикаций. Поисковые запросы в ведущих базах данных позволили сформировать массив публикаций. Знакомство с содержанием статей и/или их аннотаций наполняло смыслами три подхода к интерпретациям: видеоблогинг как образовательная технология, как средство коммуникации и как способ продвижения имиджа учителя. К результатам можно отнести: а) выделение дополнительного смысла образовательного блогинга как инструмента рефлексии обучающихся и учителей, б) акцент на профессиональной идентичности учителей, ведущих блоги. Образовательный блогинг выходит за рамки формального образования как содержательно, так и по форме подачи материала. Эксперименты в данной области открывают возможности для когнитивного развития обучающихся, для реализации информационной и коммуникативной задач, а также для мотивации учащихся.
Разные типы образовательных видеоблогов рассматриваются как инструменты организации обучения и самообучения. Видеоблоги как средство самопрезентации трансформируются в инструмент саморефлексии педагога и обучающегося. Видеоблогинг как способ продвижения имиджа педагога преобразуется в направлении развития профессионального сообщества, формирования цифровой грамотности и цифровой идентичности.
Ключевые слова : учитель
Динамика карьерных ориентаций будущих педагогов: результаты межвузовского исследования
Одной и причин дефицита педагогических кадров в самых разных странах мира является проблема привлечения в школу молодых кадров и их скорый отказ от профессии. Данная ситуация актуализирует вопросы изучения мотивационных оснований выбора педагогической профессии. Отслеживанию изменений в предпочтениях профессионального выбора студентов служит мониторинг их карьерных ориентаций на разных этапах обучения.
Цель исследования: изучение динамики карьерных ориентаций студентов – будущих учителей в вузах различных типов за трехлетний период обучения.
В качестве метода повторного исследования использовалась методика определения карьерных ориентаций Э. Шейна (в адаптации В. Э. Винокуровой и В. А. Чикер). Был проведен анализ учебных планов вузов для определения особенностей организации учебного процесса. С помощью анкетирования выявлены социально-демографические и мотивационно-профессиональные характеристики студентов. 504 студента 3 курса, обучающиеся по программам педагогического образования в шести университетах разного типа, которые уже принимали участие в первом этапе исследования в 2022 году, стали участниками данного исследования.
Анализ полученных данных позволил выявить сохранение у студентов ведущих карьерных ориентаций (служения, стабильности места работы и интеграции стилей жизни). Установлено сближение показателей карьерных ориентаций у студентов разных вузов.
Модель субъективной оценки профессионального благополучия учителя в контексте обеспечения безопасной образовательной среды
Актуальность проблемы. На сегодняшний день тема благополучия в образовании является важной областью научных изысканий и практических интервенций. Право человека на благополучие заявлено в ВОЗ. Проникновение данной темы в глобальный дискурс образования подтверждается добавлением аспекта благополучия учащихся в профили ОЭСР PISA и отражено в целях ООН в области устойчивого развития по направлению Edu2030 (UNESCO, 2016). Ключевая роль благополучия учителя в обеспечении благополучия учащихся и образовательной среды в целом становилась центральной темой многочисленных научных публикаций, в частности подтверждающих значимую взаимосвязь между благополучием учителей и школьной безопасностью (Sürücü, Atila, & Ünal, 2015). Вместе с тем благополучие учителей является зоной дефицита, школы по всему миру пытаются противостоять массовому увольнению учителей и испытывают их нехватку, особенно молодых (OECD, 2020). Это можно обозначить как социальное противоречие, обусловившее обращение к исследованию проблемы благополучия учителей в контексте социально-профессиональных условий и этики профессии. Современные междисциплинарные научные парадигмы ориентируют на исследование благополучия с позиции экологического подхода (Mercer, 2021). Таким образом, цель настоящего исследования состоит в изучении понятия «субъективное благополучие учителя» и разработке модели субъективного благополучия учителя в контексте обеспечения безопасной образовательной среды с использованием актуального научно-методологического инструментария. Методы исследования: поисковый и конфирматорный факторный анализ, сравнительный, корреляционный анализ. Методики исследования: Опросник ВОЗКЖ-100, Шкала прокрастинации Б. Тукмана», Мельбурнский опросник принятия решений, Опросник AVEM. Выборка исследования: 600 учителей общеобразовательных школ Республики Татарстан, включенные в исследование с учетом типа населенного пункта и социально-экономической зоны проживания.
Результаты исследования. Разработана модель субъективного благополучия учителя в контексте обеспечения безопасной образовательной среды, где в качестве системообразующих характеристик субъективного профессионального благополучия выступают психологическая сфера и социальные взаимоотношения в составе оценки качества жизни, значение деятельности, профессиональные притязания и активная установка на решение возникающих профессиональных проблем. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при реализации образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя, в целях супервизии и психолого-педагогического сопровождения учителя, а также для обеспечения психологической безопасности образовательной среды школы.
Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов
Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Правильный выбор профессии содействует уменьшению текучести кадров и увеличению производительности труда. Эта истина имеет непосредственное отношение к педагогической профессии. Проблема мотивации профессиональной учительской карьеры, как и проблема мотивации поведения и деятельности человека вообще, является одной из наиболее сложных и мало разработанных. Практически отсутствуют исследования, выявляющие взаимосвязь мотивов выбора педагогической карьеры и мотивации педагогической деятельности у студентов на начальном этапе обучения.
Цель исследования: выявить предпочтения карьерных ориентаций студентов-первокурсников, будущих учителей из различных университетов, реализующих программы педагогического образования: столичного педагогического университета, федерального университета, классического университета, регионального многопрофильного университета в национальном регионе, регионального педагогического университета и регионального гуманитарно-технологического университета.
В качестве метода исследования выбрана методика изучения мотивации профессиональной карьеры Э. Шейна (в адаптации В.Э. Винокуровой и В.А. Чикер). На вопросы опросника отвечали студенты 1 курса шести российских университетов, поступивших на обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В исследовании представлены карьерные ориентации студентов — будущих педагогов по следующим шкалам: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность места работы, стабильность места жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство. Представлены диспозиции, ценностные ориентации и социальные установки студентов, оказывающие влияние на их карьерные ориентации.
Трансформация образовательных отношений в начальной школе в контексте цифровизации
Актуальность темы изменения отношений между субъектами образовательного процесса на стадии цифровизации обусловлена ускорением социальных и технологических процессов, в которые вовлечены различные стейкхолдеры. «Цифра» становится универсальной плат- формой, на которой в единой информационной системе поддерживаются управленческие и педагогические инновационные решения. Цифровизация рассматривается нами как качест- венно новая ступень полисубъектных отношений в условиях информатизации.
На стадии перехода к «цифре» в первую очередь следует обратить внимание на педагогиче- ские аспекты, оценить потенциальные приобретения и риски.
Настоящая статья посвящена одному из значимых проявлений цифровизации – изменению отношений в связке «учитель-ученик» при включении в учебный процесс начальной школы активных компьютерных практик.
Тема раскрывается в статье на основе данных, собранных в рамках проекта «Учим учиться». Педагогический эксперимент начат в 2018 г., на настоящий момент в него включились свыше 2500 обучающихся из 46 школ разных регионов РФ. Технологической основой проекта явля- ется цифровая платформа, на которой поддержаны роли субъектов образовательных отно- шений. На платформе фиксируются учебные действия, после чего «цифровой след» каждого ребенка становится доступным взрослым: учителям и родителям, которые осуществляют пе- дагогическое сопровождение тренинга.
Цель исследования – выявить и экспериментально проверить изменения в образовательных отношениях субъектов в условиях цифровизации в начальной школе.
Данные измерений рассматриваются в статье в контексте теории лиминальности, концепции «зон развития» Л. С. Выготского и в сравнении с исследованиями, проведенными в разных странах. Представлены трансформации модели отношений между учеником и учителем при использовании компьютерных технологий, а также аналитика больших данных. На основе собранной статистики показано, как компьютерный тренинг влияет на компенсацию дефи- цита умений и личностный рост ребенка, обеспечивая его продвижение в зону ближайшего развития.
Являются ли медресе и общеобразовательные школы взаимоисключающими? Влияние образовательных учреждений на идентичность британских мусульман
В настоящей статье представлены результаты изучения взаимоотношений между мусуль-
манскими школьниками и учителями: с одной стороны, с учителями медресе (учреждений
дополнительного образования), а с другой – с учителями общеобразовательных школ. Иссле-
дование актуально в контексте пристального внимания британского общества к образова-
тельным организациям, в которых учатся школьники-мусульмане, и практики нормативного
регулирования их деятельности со стороны правительства.
Авторы рассматривают методику преподавания, принятую в двух школах, и ее влияние на
развитие учащихся. Британские мусульмане поднимают проблему сохранения их идентич-
ности. Существует общественная позиция, которая диктует разнообразие в культурной,
религиозной и образовательной сферах. Однако это мнение вызывает противоречивую по-
лемику, в центре которой – мусульманская молодежь, ведущая достаточно изолированную
жизнь.
Исследование проводилось в центральной части города. В работе приняли участие 22 под-
ростка, разделенных на две группы: нынешние и бывшие ученики медресе в возрасте от 11 до
19 лет. Феноменологический анализ данных показал, что за последние десять лет отношение
школьников-мусульман к их учителям в медресе и общеобразовательной школе изменилось:
у бывших учеников медресе были более тесные отношения с педагогами основной школы.
Этот факт объясняется тем, что преподаватели медресе раньше требовали в основном меха-
нического запоминания, а студенты отмечали их чрезмерную строгость и отсутствие взаимо-
действия на занятиях. Нынешние ученики, напротив, считают, что учителя медресе «веселые
и добрые», они «развивают личность учеников», рассматривая их как ценный капитал, высту-
пают воспитателями нравственности, формируя качества хорошего человека.
Авторы настоящего эмпирического исследования проанализировали мнения британских
школьников-мусульман об их иностранных учителях и имамах, получивших образование в
Великобритании, о связи ислама с жизнью в этой стране, о деятельности онлайн-наставни-
ков, прошедших педагогическую подготовку внутри страны. В результате было определено,
что общеобразовательная школа и медресе не должны исключать друг друга: их взаимодейс-
твие в сфере подготовки учителей и разработки учебных планов поможет мусульманской мо-
лодежи в плюралистической Великобритании. Данная работа предоставляет молодым бри-
танским мусульманам платформу, на которой они могут делиться опытом и давать полезные
рекомендации руководителям и учителям как медресе, так и общеобразовательных школ.
Социальный статус учителя в условиях модернизации современного педагогического образования
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью обосновать и социологичес-
ки измерить социальный статус учителя в условиях модернизации современного педагоги-
ческого образования. Цель работы – социологический анализ изменения социального стату-
са учителя в условиях модернизации современного педагогического образования. Ведущим
методом исследования данной проблемы является проведение социологического опроса по
оценке того, насколько удовлетворены учителя Оренбургской области их социальным стату-
сом. В статье выявлены проблемы трансформации привлекательности профессии учителя в
условиях модернизации современного педагогического образования посредством представ-
ления содержательных блоков, характеризующих современный статус учителя, указаны при-
чины профессиональной нестабильности и низкой мотивации, а также средства, способные
направить учителя на достижение карьерного роста и востребованности в условиях конку-
рентного рынка труда.
Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью модернизации высшего педагогического образования. С какой скоростью накапливаются знания в науке, почти с такой же скоростью меняются и требования к содержанию школьного образования, а дальше и требования к содержанию высшего педагогического образования. Подготовка учителя, который необходим для школы XXI века, является важной задачей на сегодняшний день. В рамках САЕ перед авторами статьи стояла задача: разработать в КФУ Образовательный стандарт по направлению подготовки – педагогическое образование. В статье описана работа над проектом Образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) в КФУ. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились следующие методы: теоретический анализ, моделирование, метод анкетирования и т.д. В КФУ возникла почва для распределенной модели подготовки учителя физики и даже ее усовершенствованию тогда, когда в каждом институте открылось педагогическое отделение. В статье приведен анализ литературы по данной проблеме, представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов Института физики, обучающихся по непедагогическому направлению подготовки, последовательное формулирование Образовательного стандарта, приложения к Образовательному стандарту, образовательные траектории, одну из которых может выбрать студент, варианты учебных программ, концептуальные основы методической подготовки. Представленные в статье материалы позволяют проследить логику и последовательность работы авторов над Образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет).