Статья рассматривает феномен полифункциональности на примере образования в целом,
иноязычного образования как более специализированного явления и таких его составля-
ющих, как деятельность педагога, материалы и тексты, технологии и упражнения. В статье
обоснована необходимость разработки и применения особых образовательных средств
в соответствии с комплексными целями и ожидаемыми интегративными результатами
университетского иноязычного образования. К ним авторы относят полифункциональные
упражнения, обеспечивающие эффективное становление универсальных и предметных
компетенций. В статье описаны основные характеристики полифункциональных упражне-
ний и представлен комплекс условий для их проектирования на практических занятиях по
иностранному языку в вузе. Авторы приводят примеры полифункциональных упражнений,
используемых на занятиях по иностранному языку, и обосновывают потенциал их примене-
ния на занятиях по другим предметам.
Ключевые слова : универсальные компетенции
Инструментарий оценки универсальных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза
В условиях стремительного развития науки и технологий и, как следствие, в связи с быстрой
девальвацией знаний вуз должен не только давать студентам предметные, узкопрофессио-
нальные знания и умения, но и формировать у них универсальные компетенции (мягкие/
гибкие навыки, soft skills), к которым относят способность к самообучению и саморазвитию,
к коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление и другие. Именно это
становится сегодня и будет в дальнейшем решающим условием личностной и профессио-
нальной успешности молодого специалиста, востребованного работодателем.
Ввиду отсутствия в настоящее время унифицированных и валидизированных методик ди-
агностики универсальных компетенций, а также в силу существующей неопределенности
и несогласованности позиций ученых и практиков относительно базового набора мягких на-
выков, необходимых молодому специалисту на старте его профессиональной карьеры, в выс-
шей школе возникают трудности в организации образовательного процесса, направленного
на формирование как предметных (hard skills), так и мягких (soft skills) навыков.
Цель исследования состояла в разработке и апробации инструментария для оценки и мони-
торинга уровня сформированности универсальных компетенций у студентов педагогическо-
го вуза.
Предложенный инструментарий был апробирован в Институте естествознания и спортив-
ных технологий Московского городского педагогического университета и выявил сильные
и слабые стороны образовательного процесса, выступив в роли средства, позволяющего вы-
брать более эффективную стратегию обучения.
Предлагаемый подход является универсальным и может быть использован для обучения по
разным направлениям.