Реализация Стратегической академической единицы предполагает проектирование эффективной технологии обучения. Эта технология должна соответствовать условиям поликультурной среды. В связи с этим цель исследования, представленного в статье, – определить оптимальный алгоритмиспользования педагогических технологий в условиях поликультурного образования. Ведущим методом в исследовании проблемы является проектный, позволяющий сгруппировать комплекс активных методов и выявить оптимальный алгоритм (курикуллум) использования проблемно-ориентированных технологий. В результате исследования различных комбинаций (алгоритмов) использования таких технологий было установлено, что оптимальность (эффективность, результативность) поликультурного образования в вузедостигается на уровне преподавания – движением от технологии коммуникативного ядра к технологии критического мышления, далее к технологии анализа ситуаций, модульного обучения, проективной технологии, проблемного обучения и технологии модерации, в конце – экспертный проблемный семинар;на уровне учения –движением от осмысления проблемы, определения вариантов решения проблемы, отбора аргументации до обсуждения способов решения проблемы и подведения итогов на экспертном проблемном семинаре.Материалы статьи могут быть полезными для преподавателей педагогических вузов.
Ключевые слова : технология
Модель педагогического образования как форма реализации Стратегической академической единицы
Исследование педагогического образования проводилось в рамках САЕ (стратегической академической единицы). Целью исследования является разработка модели, позволяющей бакалаврам предметной подготовки (будущим математикам, физикам, биологам и др.) пройти параллельно и подготовку профессионально-педагогическую (на учителя математики, физики или биологии). Для проектирования эффективной модели педагогического образования в условиях федерального университета были исследованы социально-политические, педагогические и методические условия подготовки учителей в разных странах мира. Модель педагогического образования в Казанском федеральном университете включает несколько траекторий – распределенную, вариативную, интегративную и др. Новизна такой модели определяется технологичностью построения содержания педагогического образования. Технология имеет интегративный, вариативный, модульный, проблемно-ориентированный характер. Модульная структура учебного процесса позволяет представить учебные мероприятия как тематические целостные разделы или блоки, то есть означает перестройку организации (структуры) обучения. Ориентация на проблемно-ориентированные технологии (от коммуникативного ядра и критического мышления до модульного, проблемного обучения и экспертного семинара) позволяет реализовать содержание дисциплин по педагогической психологии, дидактике, методике преподавания, а также педагогическую практику как практико-ориентированную систему, обеспечивающую формирование профессиональных педагогических компетенций. При этом качество подготовки будущих педагогов обеспечивается за счет того, что студентам предлагается общедоступная «библиотека» модулей образовательной подготовки, в каждом из которых: точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на стандарт педагога; описываются формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов; предлагаются инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов.