Актуальность изучения академической вовлеченности вызвана тем, что от отношения студентов к учебе, их усердия в образовательной деятельности, активности на занятиях зависит качество подготовки специалиста. Анализ литературы показал, что данное понятие недостаточно изучено. Цель работы состоит в исследовании уровня научного интереса к феномену академической вовлеченности в среде отечественных и зарубежных ученых. В качестве метода исследования был выбран библиометрический анализ научно-информационного поля актуальных психолого-педагогических публикаций. Аналитическая работа осуществлялась с применением крупнейших в мире реферативно-библиографических и наукометрических баз хранения и поиска качественного научного контента «Web of Science», «Scopus», а также отечественного информационно-аналитического портала «eLIBRARY». В результате была определена степень научной разработанности феномена академической вовлеченности и выявлены зарубежные и отечественные подходы к ее изучению, структуре и формированию. Материалы статьи могут быть полезны преподавателям и администрации вуза для эффективного планирования и организации учебно-воспитательного процесса вуза.
Ключевые слова : студенты
Использование эксплораторного факторного анализа для проверки шкалы самостоятельного обучения студентов в Индонезии
Преимущества и важность самостоятельного обучения весьма значительны. В связи с этим необходимо создать инструмент самостоятельного обучения для студентов университетов. В данном исследовании построена новая шкала для измерения независимости студентов, объединяющая теории саморегулируемого обучения для лучшего понимания и поддержки автономного поведения в образовании. Создание этого инструмента проходило в несколько этапов: обзор литературы, первоначальный проект, первая апробация, пересмотр и окончательный вариант. Чтобы продемонстрировать валидность, был применен эксплораторный факторный анализ (EFA). Опросник получили 436 респондентов – индонезийских студентов, посещающих онлайн-занятия. Возраст респондентов варьировался от 17 до 29 лет, в основном это первокурсники. Через Google Forms они получили шкалу независимого обучения. Согласно результатам опроса, 29 из 34 элементов предложенной шкалы были признаны достоверными. В основе этого инструмента лежат три фактора: планирование, ответственность студента и самооценка. Педагоги могут использовать валидированную шкалу для разработки мероприятий, способствующих развитию самостоятельности учащихся в обучении, адаптируя стратегии обучения на основе индивидуальных или групповых оценок. Для того чтобы определить, одинаковы ли показатели надежности и валидности, особенно соответствие модели разным группам населения, будущие исследователи должны провести как можно больше валидаций.
Стресс учебной деятельности и учебная мотивация студентов с различным уровнем нейротизма
Данное исследование позволило провести сравнительный анализ оценки студентами с различным уровнем нейротизма значимости различных стресс-факторов, воспринимаемых ими в качестве помех в учебной деятельности. Кроме того, был проведён сравнительный анализ структуры взаимосвязей между показателями субъективно оцениваемой интенсивности реагирования на факторы учебного стресса и характеристиками учебной мотивации у студентов двух исследуемых групп. В процессе работы использовалась анкета, позволяющая респондентам оценить интенсивность переживания стресс-факторов учебной деятельности, опросники: «Шкалы академической мотивации» (Т.О.Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин), тест Айзенка (EPI). В исследовании принимали участие 156 человек. Было обнаружено, что у студентов с различным уровнем нейротизма почти нет отличий в степени выраженности различных видов учебной мотивации, но, при этом, существует ряд отличий в оценке интенсивности переживания стресса учебной деятельности при воздействии некоторых стресс-факторов. Выявлены различия и в структуре взаимосвязей между показателями учебной мотивации и стресс-факторами в зависимости от эмоциональной устойчивости респондентов. Результаты исследования могут быть полезны для создания индивидуально-ориентированных (с учётом уровня нейротизма) программ психолого-педагогической помощи студентам, стремящимся к качественному усвоению знаний и к улучшению академической успеваемости. На основании полученных данных можно говорить о необходимости формирования баланса между интенсивностью переживания стресса, возникающего в результате субъективной оценки стрессогенности тех или иных явлений в процессе учёбы в семестрах и развитием различных видов учебной мотивации, способствующих освоению профессиональных компетенций.
Представления современных студентов о менторстве как виде наставнической деятельности
Рассматривается феномен «менторство», как вид наставнической деятельности. Освещается специфика представлений современной студенческой молодежи о менторстве, позициях ментора (наставника) и менти (наставляемого). Приводятся данные эмпирического исследования, полученные на основе опроса 120 студентов Балашовского института (филиала) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата, входящим в укрупненную группу направлений и специальностей «Образование и педагогические науки». В ходе эмпирического исследования была применена авторская анкета, направленная на выявление информированности студентов о менторстве как одном из видов наставнической деятельности в педагогической сфере. Установлено следующее: студенты в разной мере осведомлены о роли менторства в педагогическом процессе; подавляющее большинство студентов хотели бы расширить опыт наставнического взаимодействия; наиболее важными характеристиками «менторства» студенты считают ответственность, педагогическую компетентность, навыки свободной коммуникации, педагогический такт, восприятие равноценности обучающихся, навыки организаторской деятельности, гибкость мышления и принятие себя. Делается вывод о том, что представления студентов о менторстве подразделяется на четыре типа: «реалистично-позитивный», «неосведомленно-оптимистичный», «неосведомленно-осторожный», «реалистично-индифферентный». Полученные данные свидетельствуют о недостаточно полном представлении студентов о роли менторства в педагогическом процессе. Подчеркивается необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вузов практико-ориентированной программы, раскрывающей сущность менторства в формате курсов дополнительного образования.
Роль самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования
Актуальность проблемы обусловлена значимостью исследования психологических закономерностей и механизмов самосовершенствования как формы саморазвития студентов. Цель работы состояла в выявлении роли самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования: приобретения, преобразования, избавления или ограничения. В качестве диагностического инструментария выступили авторская методика «Квадрат самосовершенствования», опросник М. Шеер, Дж. Маддукс в адаптации А. В. Бояринцевой на определение общей и социальной самоэффективности, опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко. Математическая обработка результатов осуществлялась с использованием критерия φ* – углового преобразования Фишера – и дихотомического коэффициента корреляции Пирсона. В исследовании приняло участие 277 студентов вузов Российской Федерации и Республики Казахстан, средний возраст – 19,5 (SD = 1,5). В результате было установлено, что студенты с преобладанием высокой самоэффективности отдают предпочтение трем стратегиям: приобретения, избавления и преобразования. У студентов с низкой самоэффективностью в предметной деятельности возрастает число испытуемых, использующих стратегию приобретения и не использующих стратегию преобразования. Существенную роль в выборе той или иной стратегии самосовершенствования играют такие структурные компоненты психологического благополучия, как автономность, управление окружением, цель в жизни и личностный рост. Полученные результаты дают возможность выявлять индивидуальную траекторию саморазвития студентов, осуществлять более целенаправленно процесс сопровождения саморазвития личности, они могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического профиля, в работе кураторов студенческий групп, а также в деятельности психологической службы вузов.
Творческая активность студентов: возможности смешанной модели консорциума
В реалиях современного мира практически в любой профессиональной сфере требуются специалисты с инновационным мышлением, умеющие решать нестандартные задачи, способные по-новому взглянуть на привычную деятельность и предложить прорывные решения. Такие специалисты особенно важны при серьезных вызовах глобализации, подобных пандемии. В связи с чем одной из важных задач образования становится развитие творчески активной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие. Цель исследования заключается в разработке и апробации смешанной модели консорциума по развитию творческой активности студентов. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стал формирующий эксперимент. В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов, критериев и показателей развития творческой активности студентов. В эксперименте приняло участие 167 человек, из которых 87 – студенты Казанского федерального университета, 80 – студенты Вятского государственного университета. Результатом исследования стала смешанная модель консорциума по развитию творческой активности студентов, которая позволяет преподавателям использовать стратегии активного обучения и включать студентов в постепенно усложняющуюся образовательную онлайн-деятельность, обеспечивающую развитие мотивации учения, творческого потенциала и креативных способностей личности.
Счастье как фактор, способствующий обучению в постпандемических высших учебных заведениях
Пандемия стала бедствием, изменившим мир. Цель данной работы – изучить гендерные различия в ощущении счастья среди студентов высших учебных заведений Индии после пандемии. В исследовании анализируется умение оставаться счастливым и предлагается модель счастья, которая может стать полезной при модификации учебных программ с целью достижения лучших результатов обучения. Для сбора данных были целенаправленно отобраны 642 респондента, им предложена структурированная анкета. Для анализа использовалась программа SPSS, в которой применялись такие статистические методы, как независимый t-тест, множественная регрессия и AMOS для моделирования структурных уравнений. Было изучено влияние пола, и статистические результаты показали отсутствие существенной разницы в уровнях счастья между студентами мужского и женского пола, однако пол оказывает значительное влияние на физический, финансовый и семестровый стресс. Были установлены факторы (физические, психологические, социальные, финансовые факторы и семестровый стресс), которые вносят вклад в ощущение счастья у студентов. В результате исследования была разработана модель с пятью основными факторами, влияющими на ощущение счастья у студентов индийских высших учебных заведений. Исследование следует расширить в плане сбора данных, охватить больше регионов Индии и за ее пределами с целью обобщения. Результаты исследования могут быть учтены при разработке учебных планов с целью сделать ощущение счастья приоритетным и улучшить обучение студентов. Модифицированный учебный план поможет студентам оставаться счастливыми, что автоматически повысит результаты обучения.
Студенты и агрессия: восприятие и стратегии поведения
Проблема агрессивности в молодежной среде в настоящее время приобретает новые аспекты в связи с расширением социальных контактов подростков. Целью исследования было выявление особенностей агрессивности у студентов, их отношения к агрессивности (восприятие и оценка агрессивности, стратегии поведения при столкновении с проявлениями агрессивности, способы преодоления собственной агрессивности) и того, меняется ли характер и уровень агрессивности от первого к выпускному курсу. В исследовании принимали участие 253 студента (149 первокурсников и 104 студента четвертого курса). Исследование проводилось в анонимной форме с помощью разработанной нами анкеты «Отношение к агрессии» и методики диагностики агрессивности Басса – Дарки. Результаты исследования показали, что в студенческой среде (в возрастном диапазоне от 17 до 23 лет) не наблюдается достоверной связи между возрастом и уровнями агрессивности и враждебности. При этом наблюдаются различия в восприятии агрессии и стратегиях поведения. Первокурсники воспринимают агрессию скорее в эмоционально-энергетическом аспекте, они склонны продолжать общение с агрессивным человеком, стараются успокоить его или игнорируют его состояние. Четверокурсники рассматривают агрессию больше как целенаправленное социальное поведение и предпочитают стратегию ухода, начинают вести себя осторожнее, избегают провокаций, что более адекватно с точки зрения безопасности. Студенты четвертого курса в сравнении с первокурсниками воспринимают социальную среду как более агрессивную, чаще отмечают позитивную роль агрессии в отстаивании своей позиции в социуме, чаще открыто проявляют агрессию по отношению к другим людям.
Влияние семейных факторов на успеваемость школьников и студентов: обзор зарубежных исследований
Семья как неформальный институт оказывает разностороннее влияние на ребенка, в том чи-
сле на его академическую успеваемость. В детском возрасте это влияние ярко выражено, по-
тому что ребенок не самостоятелен и зависит от родителей. По мере его взросления влияние
семьи трансформируется, и характер этого влияния может измениться.
Целью работы является обзор зарубежных эмпирических исследований для разработки
программы дальнейших исследования того, как влияют семейные факторы на успеваемость
российских школьников и студентов. Как правило, в существующих исследованиях авторы
концентрируют внимание на успеваемости одной группы обучающихся – либо школьников,
либо студентов. В данной работе рассматривается вопрос о том, сохраняется ли влияние се-
мейных факторов на учащихся университета.
Новизна представленного обзора заключается в рассмотрении трёх каналов воздействия се-
мьи на успеваемость обучающихся: социально-экономического статуса семьи, социального
капитала семьи, вовлеченности родителей в учебный процесс. Первые два канала достаточно
широко изучены при исследовании семейных факторов успеваемости, в то время как вовле-
ченность родителей часто рассматривают как значимый фактор успеваемости школьников,
но недооценивают как фактор успеваемости студентов.
Обзор подтвердил, что семейные факторы оказывают значимое положительное влияние на
академическую успеваемость как школьников, так и студентов. Данное влияние зависит от
характера взаимоотношений между родителями и обучающимися и может меняться с тече-
нием времени.
Полученные результаты могут быть интересны и полезны как исследователям в области об-
разования и психологии обучения, работникам образовательных учреждений, так и родите-
лям обучающихся. Возможным направлением дальнейшего исследования может стать изуче-
ние особенностей влияния семьи на успеваемость в различных странах.