В современном быстро меняющемся мире происходит смена ценностных ориентаций и образовательных парадигм, социально-экономических, политических, либерально-общественных и научных условий. Эти процессы затрагивают и систему подготовки кадров для работы с разными категориями детей, в том числе с задержкой психического развития. Цель данной работы – изучить, проанализировать и объективно сопоставить структуру подготовки бакалавров, способных к созданию особых условий обучения и воспитания для детей с ЗПР, выявить общие элементы указанной подготовки. Изучение отечественной практики подготовки специалистов для работы с лицами с ЗПР имеет важное значение для конкретизации содержания профильного образования. В работе использовался сопоставительный анализ профилей подготовки в рамках дефектологического, психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки. При этом авторы также выполнили анализ основных профессиональных образовательных программ и рабочих программ профильных дисциплин, направленных на подготовку дефектологов, педагогов и психологов к работе с детьми с ЗПР. Исследование расширило представление о зависимости структуры и содержания подготовки кадров для работы с детьми с ЗПР от будущих сфер профессиональной деятельности; влияния результатов исследований, концепций ведущих ученых, отстаивающих приоритет дефектологов в обучении и воспитании детей с ЗПР. По результатам исследования получено разностороннее описание структуры подготовки психолого-педагогических и дефектологических кадров путем выявления факторов, которые могут воздействовать на организацию оптимальной профильной подготовки бакалавров. Авторы декларируют идею о профильном профессиональном дефектологическом образовании педагогов, готовых к работе с детьми с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования могут быть использованы для проектирования учебных модулей в структуре курсов, содержание которых максимально эффективно обеспечивает формирование профильных компетенций для работы с детьми с ЗПР.
Ключевые слова : специальное (дефектологическое) образование
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различ-
ных институциональных условиях, определяет необходимость анализа образовательных про-
грамм подготовки учителей-дефектологов с позиции их актуальности и востребованности.
Традиционные профили, составляющие основу отечественной системы профессионального
образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (логопедия,
олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие), не могут в полной мере удовлетворить
запросы общества в обеспечении психолого-педагогического сопровождения всех категорий
обучающихся с нарушениями психического и физического здоровья.
В процессе изучения образовательных программ по направлению «Специальное (дефектоло-
гическое) образование» уровня бакалавриата и магистратуры, представленных в организаци-
ях высшего образования, находящихся в подчинении Министерства просвещения Россий-
ской Федерации, авторами выделены общие тенденции подготовки учителей-дефектологов;
выявлены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование и психо-
лого-педагогическое сопровождение которых не обеспечено профессиональными кадрами;
определены факторы, влияющие на появление новых образовательных программ, их обо-
снованность, значение для развития системы коррекционно-педагогической помощи лицам
с особыми образовательными потребностями.