Расширение вариативности образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяет высокую востребованность специалистов в области коррекционно-педагогического сопровождения. Цель статьи – на основе анализа результатов мониторинга представлений студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» выявить состояние действующей системы подготовки специалистов, сформулировать актуальные направления ее модернизации. Использовались методы анализа литературных источников, опроса, сравнительного, математического, статистического (коэффициент корреляции Спирмена) и контент-анализа данных. В исследовании приняли участие 6 153 человека, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Раскрыты и систематизированы критерии, обуславливающие выбор абитуриентами и обучающимися данного направления подготовки и профилей внутри его. Определены: готовность обучающихся к реализации трудовых функций и действии в соответствии с направленностью образовательной программы, их ожидания в процессе трудоустройства, начального этапа самостоятельной профессиональной деятельности. Определены проблемные области существующей системы подготовки кадров для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Предложены практические решения, направленные на ее модернизацию.
Ключевые слова : специальное (дефектологическое) образование
Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования
В современном быстро меняющемся мире происходит смена ценностных ориентаций и образовательных парадигм, социально-экономических, политических, либерально-общественных и научных условий. Эти процессы затрагивают и систему подготовки кадров для работы с разными категориями детей, в том числе с задержкой психического развития. Цель данной работы – изучить, проанализировать и объективно сопоставить структуру подготовки бакалавров, способных к созданию особых условий обучения и воспитания для детей с ЗПР, выявить общие элементы указанной подготовки. Изучение отечественной практики подготовки специалистов для работы с лицами с ЗПР имеет важное значение для конкретизации содержания профильного образования. В работе использовался сопоставительный анализ профилей подготовки в рамках дефектологического, психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки. При этом авторы также выполнили анализ основных профессиональных образовательных программ и рабочих программ профильных дисциплин, направленных на подготовку дефектологов, педагогов и психологов к работе с детьми с ЗПР. Исследование расширило представление о зависимости структуры и содержания подготовки кадров для работы с детьми с ЗПР от будущих сфер профессиональной деятельности; влияния результатов исследований, концепций ведущих ученых, отстаивающих приоритет дефектологов в обучении и воспитании детей с ЗПР. По результатам исследования получено разностороннее описание структуры подготовки психолого-педагогических и дефектологических кадров путем выявления факторов, которые могут воздействовать на организацию оптимальной профильной подготовки бакалавров. Авторы декларируют идею о профильном профессиональном дефектологическом образовании педагогов, готовых к работе с детьми с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования могут быть использованы для проектирования учебных модулей в структуре курсов, содержание которых максимально эффективно обеспечивает формирование профильных компетенций для работы с детьми с ЗПР.
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различ-
ных институциональных условиях, определяет необходимость анализа образовательных про-
грамм подготовки учителей-дефектологов с позиции их актуальности и востребованности.
Традиционные профили, составляющие основу отечественной системы профессионального
образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (логопедия,
олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие), не могут в полной мере удовлетворить
запросы общества в обеспечении психолого-педагогического сопровождения всех категорий
обучающихся с нарушениями психического и физического здоровья.
В процессе изучения образовательных программ по направлению «Специальное (дефектоло-
гическое) образование» уровня бакалавриата и магистратуры, представленных в организаци-
ях высшего образования, находящихся в подчинении Министерства просвещения Россий-
ской Федерации, авторами выделены общие тенденции подготовки учителей-дефектологов;
выявлены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование и психо-
лого-педагогическое сопровождение которых не обеспечено профессиональными кадрами;
определены факторы, влияющие на появление новых образовательных программ, их обо-
снованность, значение для развития системы коррекционно-педагогической помощи лицам
с особыми образовательными потребностями.