Актуальность поставленной в статье проблемы обусловлена необходимостью сформировать
полифункциональную компетентность у будущих менеджеров гостиничных и туристических
комплексов. Эти менеджеры должны участвовать в жесткой конкурентной борьбе за вакант-
ные места и сферы деятельности, владеть современными информационно-коммуникацион-
ными средствами, ориентироваться в гостиничном и туристическом бизнесе, то есть обла-
дать полифункциональной компетентностью. Однако в вузах до сих пор отсутствует единая
интегративная (междисциплинарная) основа подготовки таких специалистов, нет комплек-
са обучающих информационных и технических средств, стратегий и технологий обучения,
обоснованных организационно-педагогических условий.
Цель исследования: на основе анализа организационно-педагогических условий процесса
подготовки специалистов к профессиональной деятельности в сфере гостиничного сервиса и
туризма определить содержание, структуру, особенности формирования полифункциональ-
ной компетентности будущих менеджеров, ориентированных на деятельность в сфере гости-
ничного сервиса и туризма.
Методология исследования базируется на концепции ключевой компетентности (Гэри Хэ-
мел, И. Пригожин и др.), которая предполагает систематизацию, классификацию значимых
(корневых, результирующих, автономных и др.) проблем, разработку на этой основе матри-
цы значимых проблем и определение общей стратегии, технологии управления процессом
развития организации и персонала.
Новизна исследования заключается в том, что разработана матрица значимых проблем ма-
гистерской подготовки будущих менеджеров к деятельности в сфере гостиничного сервиса
и туризма; определены стратегии и технологии формирования у них полифункциональной
компетентности.
Результаты исследования внедрены в практику в виде содержания, структуры и организаци-
онно-педагогических условий подготовки будущих магистров к деятельности в сфере гости-
ничного сервиса и туризма.
Ключевые слова : содержание
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что возвращение интереса к
проблемам воспитания в профессиональном сообществе заставляет нас обстоятельнее рас-
сматривать фигуру педагога-воспитателя. Сегодня, наряду с позитивными изменениями в
отечественном воспитании, наблюдаются и негативные явления, которые отчасти являются
следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере
его деятельности – воспитанию. Возможные изменения в этой сфере прежде всего связаны с
определением теоретических основ подготовки будущего педагога к воспитательной деятель-
ности на основе систематизации современных научных знаний о воспитании. Это и составля-
ет цель исследования.
Методологическими основаниями исследования являются деятельностный подход, предпо-
лагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности;
системный подход, предполагающий рассмотрение воспитания как системы, связи и отноше-
ния между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению
с совокупностью качеств ее частей; синергетический подход, предполагающий рассмотрение
воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося; амбивалентный под-
ход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию»,
то есть двусторонне – с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. Также
для реализации исследования представляется важной опора на следующие методологические
принципы: феноменологичности, требующий от исследователя всестороннего описания ис-
следуемых явлений прежде их понятийного определения и междисциплинарности, предла-
гающий рассматривать воспитательную деятельность педагога, используя данные различных
научных дисциплин.
Результаты исследования позволили определить ключевые проблемы подготовки студентов
педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе
образования; выявить достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день про-
граммном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических спе-
циальностей к осуществлению воспитательной деятельности; представить образ выпускника
педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ; систематизировать
современные научные знания в области теории и методики воспитания; разработать теорети-
ческие основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе об-
щего и дополнительного образования.