Цифровизация образовательной среды и индивидуализация обучения являются основными мировыми трендами трансформации образования. Формирование индивидуальной траектории обучения для каждого студента и повышение эффективности его учебной деятельности с учетом входного уровня знаний и навыков, индивидуальных особенностей восприятия информации и скорости освоения новых знаний становится возможным благодаря цифровым технологиям. Инструменты учебной аналитики, используемые для анализа данных цифрового следа обучающегося, позволяют не только предсказывать успешность или неуспешность обучающегося на последующих этапах освоения курса, но и выстраивать наиболее оптимальный путь достижения обучающимся целевых результатов обучения, реализуя принципы адаптивного обучения. Целью данной работы является разработка и практическая апробация методики адаптивного обучения при реализации учебной дисциплины в университете. Разработанная методика адаптивного обучения основана на использовании инструментов анализа данных для формирования уникальной для каждого студента индивидуальной учебной траектории в рамках изучения курса «Иностранный язык». На выборке в 5 154 студента проведен сравнительный анализ различных моделей обучения. Сделан вывод о преимуществе адаптивного обучения, реализуемого в смешанной модели, которая предполагает активную роль преподавателя в части мониторинга успешности студента и принятия решений на основе рекомендаций системы. Успешный опыт апробации методики адаптивного обучения на примере реализации дисциплины «Иностранный язык» свидетельствует о практической значимости результатов исследования и возможности их использования для внедрения адаптивного обучения в вузах.
Ключевые слова : смешанное обучение
Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения
В статье говорится о необходимости содействовать оперативному развитию интегративных качеств учителей начальных классов, попавших в условия удаленной организации образовательного процесса. Авторы предлагают рассмотреть и обсудить механизм сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного и гибридного обучения.
Анализ научной литературы, детализация структуры интегративных качеств учителя, проектирование процесса их удаленного формирования в современных условиях обусловили возможность успешного развития интегративных качеств учителей начальных классов с применением выверенного механизма сопровождения их профессиональной подготовки в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Формирование и развитие у учителей интегративных качеств, обеспечивающих успешную реализацию современной образовательной доктрины, становится необходимой задачей образования и развития педагога и ключевой компонентой его педагогического мастерства. Профессиональная деятельность педагога предъявляет особые требования к скорости ее выполнения и реакции на происходящие процессы. Как и любая другая деятельность, выполняемая ежедневно, деятельность педагога включает установленные действия, определяемые необходимыми интегративными качествами учителя. Особенности профессиональной деятельности педагога основываются на неопределенности и динамике процесса обучения, который не может быть чем-то застывшим и неизменным. Образовательный процесс, как живой организм, может постоянно трансформироваться, благодаря чему сохраняет жизнеспособность.
Целью настоящего исследования явилось выявление и теоретическое обоснование механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения. Нами была предпринята попытка решения ряда вопросов с помощью таких методов исследования, как анкетирование, полуструктурированное интервью, сопоставительный анализ, педагогическое моделирование.
В статье представлены результаты анкетирования и интервью учителей начальной школы сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов Республики Татарстан. На основе интерпретации результатов исследования:
— выявлены компоненты механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителя начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения: организационный (структурный) компонент, содержательно-процессуальный компонент, информационно-образовательный компонент и аналитико-результативный (рефлексивный) компонент;
— определены функции данного механизма и условия его успешного функционирования;
— приведены некоторые интересные факты и наблюдения из опыта дистанционной работы учителей начальной школы.
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформули-
ровали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом
ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка
(АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных
средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено
количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика –
32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено
по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на
обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре
превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта,
в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие
усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимо-
сти – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публич-
ной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд)
и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют
степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется,
во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очеред-
ного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управле-
ния как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные
принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения
игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на
предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном
процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обуче-
ния, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Принципы реализации игровых технологий в условиях смешанного обучения в техническом ВУЗе
На основе обобщения описанных в литературе игровых приёмов в обучении мы сформулировали семь авторских принципов реализации учебных игровых технологий в техническом ВУЗе. В качестве примера их реализации приведена автоматизированная учебная установка (АУУ) для изучения устройства, программирования и отладки аппаратных и программных средств микроконтроллеров. Соответствие АУУ сформулированным принципам оценено количественно с помощью метода экспертных оценок (учебная технология – 43%, методика – 32%, резерв совершенствования – 25%). Соподчинение принципов между собой рассмотрено по критерию «важности» для качества игровой модели и по критерию системного влияния на обучаемого. Отмечено, что без целеполагания как осознанной цели участие субъекта в игре превращается в формальность. Также без обеспечения условий психологического комфорта, в первую очередь, без снижения уровня тревожности личности девальвируются последующие усилия по повышению мотивации к учёбе. Важное место мы отводим потребности в значимости – осознаваемому и нерефлексируемому учёту игроком-обучаемым неизбежности публичной оценки успехов и неудач и связанных с этим самооценки, мотивации (гордость или стыд) и, как следствие, – качества последующей самоподготовки. Эти три принципа определяют степень вовлечённости субъекта в игру. Дальнейшее усиление вовлечённости определяется, во-первых, эффективностью обратной связи как «эмоциональным подкреплением» очередного шага обучаемого по сценарию игры, а во-вторых, эффективностью внешнего управления как дозированной рациональной помощи в продвижении игрока. Вышеперечисленные принципы обеспечивают условия для освоения учебного материала посредством разрешения игровых проблемных ситуаций. Сделан вывод об эффективности методики, опирающейся на предлагаемые нами принципы: повышается роль эмоциональной составляющей в учебном процессе, активизируется самостоятельная работа обучаемых, повышается качество обучения, преподаватель освобождается от рутинных контролирующих операций.
Размышления о том, как коллоквиум по электронному обучению обогащает деятельное сообщество
В данной статьей особое внимание уделяется ежегодному коллоквиуму по электронному
обучению, организуемому Центром инновационного образования и коммуникационных
технологий (CIECT) в Университете Западной Капской провинции (UWC) в Кейптауне
(Южная Африка): авторы изучили, как коллоквиумы повлияли на деятельное сообщество
(CoP). Кроме того, в статье освещаются основные этапы восьмилетней работы на инсти-
туциональном уровне по трансформации дискурса, касающегося вопросов смешанного
обучения. В статье демонстрируются усилия CIECT, предпринимаемые для эффективного
использования электронных инструментов (eTools) в целях продвижения таких понятий,
как деятельность, культура и структура, что имеет решающее значение в условиях постмо-
дернистского высшего образования (ВО), в котором существует потребность в создании ак-
тивной институциональной культуры. Человеческие ресурсы играют главную роль в форми-
ровании устойчивого деятельного сообщества, которое сможет способствовать улучшению
процессов преподавания и обучения. В ходе исследования были использованы вторичные
данные, а именно: детерминированная целенаправленная выборка из 78 человек, состоящая
из команды «Проектирование обучения» и из научных сотрудников UWC, которые исполь-
зуют в своей работе институциональную Систему Управления Обучением (LMS) или Лич-
ную Среду Обучения (PLE).