Цель данного исследования – определить характеристики опросника для выявления выгорания учителей. В данном исследовании использовался опросник «Выгорание учителей», разработанный Вренчем и др. Опрос проводился в мае 2022 года. Выборка состояла из 103 учителей. Альфа Кронбаха составила 0,974. Результаты показали, что опрошенные учителя испытывают низкий уровень выгорания (M = 31,53, SD = 17,89). Хотя статус наставника и стаж работы не оказались статистически значимыми параметрами, замечено, что учителя, не участвующие в наставнической деятельности, испытывают более сильное выгорание, чем наставники. Учителя, имеющие стаж работы от 11 до 30 лет, демонстрируют признаки выгорания; даже молодые учителя (до 5 лет стажа) в той или иной степени отмечают чувство выгорания. Полученные результаты следует рассматривать как индикаторы для последующих изменений в системе образования Сербии в плане снижения требований, предъявляемых к учителям, особенно административных. Таким образом, основная рекомендация направлена на то, чтобы разработчики образовательной политики учитывали как можно больше параметров при внедрении новых изменений, особенно риски, лежащие в основе выгорания учителей.
Ключевые слова : Сербия
Мнение студентов об образовании одаренных детей и профессии учителя
Одаренные дети имеют особые познавательные и социальные потребности, и их образование
требует больших усилий со стороны учителей. Поскольку между убеждениями и поведением
существует прямая зависимость, необходимо исследовать взгляды учителей, чтобы гаранти-
ровать одаренным учащимся получение образования, соответствующего их потребностям.
В настоящей статье изучается отношение студентов-будущих педагогов к работе с одарен-
ными детьми, для того чтобы предотвратить возможные проблемы в деятельности молодых
специалистов, направленной на учащихся с особыми потребностями. В исследовании при-
няли участие 83 студента педагогического факультета Белградского университета. Для сбо-
ра данных был использован опросник Ганье и Надо «Отношение к одаренным детям и их
образованию» и опросник «Удовлетворенность работой учителя». Результаты показали, что
студенты положительно относятся к образованию одаренных детей в Сербии. Теоретические
концепции, связанные с обучением одаренных учащихся, будут включены в их преподава-
тельскую практику. Студенты с пониманием относятся к студентам с ограниченными воз-
можностями и осознают необходимость для них специальных образовательных программ.
Авторы приходят к выводу, что студенты довольны социальным положением и возможно-
стями, которые предлагает им профессия учителя, но не довольны экономическим развитием
общества. Полученные результаты свидетельствует о положительной тенденции в развитии
образования одаренных детей в Сербии.
Проблемы педагогического образования в контексте реформ высшего образования Сербии
За последние несколько десятилетий многие европейские страны внесли изменения в регули-
рование систем школьного и высшего образования, приняв положения Болонской деклара-
ции. Цель данной декларации – создать единое европейское пространство высшего образова-
ния с сопоставимыми и совместимыми стандартами качества. Став участником Болонского
процесса в 2003 году, Сербия приступила к реформированию своей системы высшего обра-
зования в соответствии с подписанной декларацией: в учебные дисциплины были внесены
изменения с целью достижения более высокого качества образования и формирования при-
кладных знаний у студентов. Произошедшие трансформации связаны с главной целью пе-
дагогического образования, которая заключается в качественной подготовке выпускников,
способных обеспечить высокие результаты обучающихся. Цель настоящего исследования –
изучить проблемы подготовки учителей в контексте реформы высшего образования в Сер-
бии. Происходящие изменения необходимо рассматривать в трёх аспектах: базовое педагоги-
ческое образование (программы подготовки реализуются соответствующими факультетами
в шести государственных университетах); профессиональная переподготовка (повышение
квалификации педагогических кадров и осуществление ими самооценки); управление качес-
твом образовательного процесса. В Сербии существуют такие формы подготовки учителей,
как педагогические факультеты и курсы переподготовки. Основная проблема при этом –
неконкурентоспособность самой профессии учителя из-за недопустимо низкой заработной
платы, что отражается и на наборе студентов. Очень невысока и заработная плата профес-
сорско-преподавательского состава в вузах. Учитывая значимость образования и его роль в
обществе, необходимо постоянно отслеживать изменения в области педагогического образо-
вания с целью решения различных проблем и трудностей.