Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной надежности бу-
дущих педагогов обусловлена социальным заказом на подготовку в вузе педагогических ра-
ботников с новыми профессиональными качествами. Необходимость выполнения данного
социального заказа определяет социокультурную и научную значимость исследований, по-
священных поиску способов развития у будущих педагогов таких качеств.
Данная статья выполнена в рамках авторского докторского диссертационного исследования,
подготовленного к защите.
Цель исследования состояла в выявлении психологических механизмов профессиональной
надежности будущих педагогов.
Методологическую базу исследования составили субъектный и личностно развивающий под-
ходы.
Ведущими методами исследования являлись: психологическое тестирование, экспертное
оценивание и педагогический эксперимент. Были использованы: методика диагностики
идентичности (Schneider, 2007), методика диагностики рефлексивности (Karpov, 2003), карта
диагностики профессиональной надежности будущих педагогов (Osadchuk, 2007). Проведен-
ный педагогический эксперимент являлся естественным экспериментом, т. к. осуществлялся
в условиях, привычных для обучающихся. Этот эксперимент был проведен в Омском госу-
дарственном педагогическом университете (Россия), в нем приняли участие 75 студентов и 4
преподавателя.
Результаты. В статье приведены экспериментальные данные, показывающие существование
связей между показателями профессиональной надёжности, идентичности и рефлексивно-
сти будущих педагогов.
Вывод. Гипотеза исследования подтвердилась: психологическими механизмами формирова-
ния профессиональной надежности будущих педагогов выступали механизмы идентифика-
ции и рефлексии.
Новизна. Впервые представлен разработанный и апробированный в опытно-эксперимен-
тальной работе комплекс педагогических средств, актуализирующих психологические меха-
низмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. Данный комплекс
составили: типы самостоятельных работ, приемы мотивирования, методы обучения, тактики
педагогической поддержки.
Статья содержит разработанную автором карту диагностики профессиональной надежности
будущих педагогов, которая может выступать одним из инструментов мониторинга качества
образования в педагогических вузах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их ис-
пользования при проектировании образовательных программ, методической документации,
а также мероприятий, связанных с обновлением педагогического образования.
Ключевые слова : рефлексивность
Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ
Статья посвящена актуальным проблемам реформирования высшего педагогического образования (в контексте задач реализации САЕ). Направленность образовательного процесса на развитие личностной зрелости, конкурентоспособности, успешности специалиста обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: готовность к профессиональной деятельности педагога в новых экономических социокультурных условиях, конкурентной среде; ориентацию учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; стимулирование интереса к саморазвитию, самореализации. В статье предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы развития личностной зрелости, конкурентоспособности педагога. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа дать по возможности простые и понятные ответы на часто задаваемые вопросы, направленные на совершенствование качества педагогического образования.
Структура личностной зрелости педагога как составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами: мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию педагога к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению, что является важной стороной для конкурентоспособного учителя. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает педагогам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении педагогической деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Для исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости педагога был использован вербальный фрустрационный тест Собчик. Предлагаемая методика позволяет выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустрированности. Для оценки рефлексивно-оценочного компонента применялась методика Е.Е. Рукавишниковой, направленная на определение уровня рефлексивности педагогов, обеспечивающей стабилизацию их эмоционального мира, мобилизацию волевого потенциала, гибкое управление им. Для изучения самоактуализации педагога использовался тест. разработанный Э.Шостром.
Для выявления уровня развития компонентов использовались психолого-педагогические методики, тесты, наблюдения.
Доказана зависимость конкурентоспособности педагога от уровня его личностного развития. Выявлена взаимосвязь между снижением профессиональной успешности педагога и уровнем развития компонентов личностной зрелости педагога.
Приводится подробный анализ недостатков развития личностных качеств педагога, препятствующих профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности.
Полагается, что именно формирование личностной зрелости педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию его конкурентоспособности, созданию профессиональной конкурентной среды.
По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития личностной зрелости как компонента конкурентоспособности педагога.