Актуальность проблемы обусловлена значимостью исследования психологических закономерностей и механизмов самосовершенствования как формы саморазвития студентов. Цель работы состояла в выявлении роли самоэффективности и психологического благополучия в выборе студентами стратегий самосовершенствования: приобретения, преобразования, избавления или ограничения. В качестве диагностического инструментария выступили авторская методика «Квадрат самосовершенствования», опросник М. Шеер, Дж. Маддукс в адаптации А. В. Бояринцевой на определение общей и социальной самоэффективности, опросник К. Рифф «Шкала психологического благополучия» в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко. Математическая обработка результатов осуществлялась с использованием критерия φ* – углового преобразования Фишера – и дихотомического коэффициента корреляции Пирсона. В исследовании приняло участие 277 студентов вузов Российской Федерации и Республики Казахстан, средний возраст – 19,5 (SD = 1,5). В результате было установлено, что студенты с преобладанием высокой самоэффективности отдают предпочтение трем стратегиям: приобретения, избавления и преобразования. У студентов с низкой самоэффективностью в предметной деятельности возрастает число испытуемых, использующих стратегию приобретения и не использующих стратегию преобразования. Существенную роль в выборе той или иной стратегии самосовершенствования играют такие структурные компоненты психологического благополучия, как автономность, управление окружением, цель в жизни и личностный рост. Полученные результаты дают возможность выявлять индивидуальную траекторию саморазвития студентов, осуществлять более целенаправленно процесс сопровождения саморазвития личности, они могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки студентов психолого-педагогического профиля, в работе кураторов студенческий групп, а также в деятельности психологической службы вузов.
Ключевые слова : психологическое благополучие
Региональная специфика пcихологического благополучия студентов выпускных курсов факультета психологии
Актуальность изучения региональной специфики психологического благополучия студентов-психологов обусловлена потребностью профилактики их профессионального выгорания и повышения имиджа профессии психолога. Цель исследования заключалась в выявлении различий в общем уровне и частных показателях психологического благополучия и счастья студентов выпускных курсов психологического факультета столичного и региональных вузов. Использовались теория психологического благополучия C. Ryff, положения когнитивного, позитивного и личностно-ориентированного подходов; в дополнение к многомерной модели психологического благополучия C. Ryff применялась шкала ощущения счастья M.W. Fordyce и шкала субъективного счастья S. Lyubomirsky & Н. Lepper. Выборку составили 200 студентов выпускных курсов факультета психологии очной формы обучения двух региональных вузов и московского вуза. Показано, что группы достоверно различаются по восьми параметрам психологического благополучия и счастья: жизненные цели; самопринятие; компетентность; общий уровень психологического благополучия; степень ощущения счастья; время «на подъёме»; время ощущения себя несчастной; уровень субъективного счастья. Сделано заключение о том, что студенты-психологи столичного вуза достоверно более счастливы, чем их сверстники из региональных вузов. Предложены методы аутопсихокоррекции негативных когниций для повышения психологического благополучия психологов-старшекурсников. Практическая значимость заключается в возможностях использования полученных результатов в целях совершенствования рабочих программ дисциплин учебного плана основной профессиональной образовательной программы «Психология», учебных курсов и воспитательной работы со студентами.
Профессионально-личностные детерминанты психологического благополучия педагогов
Психологическое благополучие, как известно, является важной частью человеческой жизни.
В настоящее время во многих исследованиях выявлена неоспоримая значимость психологи-
ческого благополучия для продуктивной работы и самоэффективности педагогов. Однако
намного меньше известно о том, как профессиональные и личностные особенности педаго-
гов влияют на уровень их психологического благополучия.
С целью выявления профессионально-личностных детерминант психологического благопо-
лучия педагогов были определены мотивы профессиональной деятельности, направленность,
стиль мышления, уровень терминологической компетентности и рефлексии у 224 педагогов
образовательных организаций г. Северодвинска Архангельской области. Уровень психологи-
ческого благополучия определялся с помощью методики «Шкалы психологического благопо-
лучия» К. Рифф (адаптация Н.Н. Лепешинского).
Выявлено, что большинство педагогов имеют средний уровень психологического благополу-
чия. Установлена ведущая роль профессиональной мотивации в ощущении педагогом пси-
хологического благополучия: наличие внутренних мотивов (познавательный мотив, мотив
активности, мотив самореализации) повышает уровень, внешних (мотивы взаимодействия
и признания) – снижает. Определены различия в выраженности профессионально-личност-
ных качеств педагогов с разным уровнем психологического благополучия: для педагогов
с низким уровнем выше выражено стремление к положительным отношениям в коллективе,
позитивным внешним оценкам. Для педагогов с высоким уровнем – наиболее значимым яв-
ляется возможность профессионального развития.