Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на
структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким об-
учающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, по-
мощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитури-
ентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего
образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государ-
ственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпуск-
ников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из
16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х клас-
сов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили жела-
ние принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках
государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации:
Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Орен-
бургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и
муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Ре-
комендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества
высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьер-
ного роста.
Ключевые слова : профориентация
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпускников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из 16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили желание принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации: Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Рекомендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.
Ранняя профориентационная работа как метод формирования основ инженерного мышления
В статье рассматривается профориентационная работа, ее значимость в интенсивно раз-
вивающемся мире для профессиональной ориентации молодежи. Рассмотрены методики
определения типов мышления. Констатируется, что в классическом понимании профори-
ентационная работа направлена на выявление уже сформировавшегося образа мышления.
Аргументируется возможность формирования технического образа мышления. Предлагают-
ся пути формирования «инженерного» мышления в рамках работы с детьми по программам
дополнительного образования. Аргументируется возрастной порог начала формирования
технического мышления. Проводится детальное описание опыта автора по формированию
инженерного мышления у школьников 5 классов в рамках сетевого образовательного про-
екта «Инженерия», анализируются данные тестирования на различных уровнях реализации
проекта. Описываются проблемные ситуации, реально возникающие при реализации про-
екта, анализируется их первопричина, предлагаются способы разрешения. Обосновываются
выводы, что образ мышления не является величиной постоянной, заложенной генетически;
образ мышления формируется социальным окружением человека, решаемыми им задачами;
имеется возможность формирования «инженерного» мышления школьников посредством
занятий по образовательным программам технической направленности.
Методика оценки эффективности профориентационной процедуры
Важность для общества и личности правильного профессионального самоопределения всту-
пающей в жизнь молодёжи очень велика. Практика показывает, что в силу ряда объективных
причин механизм профориентации не обеспечивает необходимой надёжности выбора юно-
шами или девушками будущей профессии. Существует проблема повышения корректности
выбора профессии лицом, с которым ведётся профориентационная работа. Исходя из этого,
автором демонстрируется необходимость надёжных количественных критериев при оценке
эффективности профориентационной работы. В качестве такого средства автор предлагает
использовать коэффициент корреляции. С целью проверки указанного предположения раз-
работан и проведён эксперимент. Даётся описание эксперимента и приводятся полученные в
ходе его проведения данные. Результаты эксперимента подтверждают возможность исполь-
зования коэффициента корреляции в качестве средства оценки эффективности проводимой
профориентационной работы. Отмечаются достоинства предложенного метода.