В статье описаны стратегии изменений подготовки педагогов дошкольного образования
в России. Выделены особенности проектирования и реализации образовательных программ
подготовки бакалавров и магистров для системы дошкольного образования. В качестве веду-
щего направления модернизации образовательных программ выделена профессионализация
подготовки кадров для системы дошкольного образования. Обсуждаются пути изменение
образовательных программ: модульный принцип проектирования программы, увеличение
объема практической подготовки студентов, процесс оценки образовательных результа-
тов. Представлены методы оценки профессиональных компетенций будущих педагогов до-
школьного образования. Решение педагогических ситуаций (профессиональных кейсов) рас-
сматривается как ведущий метод оценки в рамках представленной концепции. Приводятся
примеры заданий и индикаторы оценки компетенций. Представлены данные по результатам
оценки сформированности компетенций. Выявлена разница в результатах формирования
различных компетенций. В статье описаны программы подготовки педагогов дошкольного
образования, реализуемые в институте детства РГПУ им. А.И. Герцена. В качестве основного
вывода отмечается ведущая роль создания концептуальной компетентностной модели обра-
зовательной программы.
Ключевые слова : профессиональный стандарт педагога
Проектирование индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов на основе требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО)
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью индивидуализации про- фессионального образования, которая может обеспечить соответствие качества профессио- нальной подготовки выпускников педагогических специальностей изменяющимся требова- ниям профессиональной деятельности. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов, предусматривающее, что каждый студент имеет собственные пути достижения общих и индивидуальных целей образования, развивает универсальные и профессиональные компетенции, которые востребованы современным обществом и рын- ком труда, является перспективным вектором развития профессионального образования будущего учителя. Повышение значимости вариативности профессионального образования будущих педагогов и необходимость предоставления обучающимся возможности реального выбора траектории профессионального развития требуют исследования потенциала актуа- лизированных федеральных государственных образовательных стандартов высшего образо- вания, относящихся к укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) «Об- разование и педагогические науки» (далее ФГОС ВО). Оценка данного потенциала позволит комплексно реализовать новые подходы к структурированию содержания образования буду- щих учителей, его организации и технологическому обеспечению. Цель исследования заклю- чается в обосновании концепции и технологии проектирования индивидуальных образова- тельных траекторий будущих педагогов в сфере высшего образования на основе требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов. Ведущими методами исследования данной проблемы явились: педагогическое моделирование; изучение нормативных правовых актов в сфере образования; методы бенчмаркинга, предполагающие анализ, оценку и адаптацию лучших практик разработки индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов в сфере высшего образования, реализующих образовательные программы по направлению подготовки «Педагогическое образование»; экспертные методы, позволяющие сформулировать предложения по совершенствованию содержания и процедур проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучения будущих учителей при освоении ими образовательных программ бакалавриата и магистратуры. Выводы и ре- комендации. Проведенное исследование позволило разработать подходы к проектированию индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов на основе концепции, тео- ретическими основами которой стали системный и компетентностный подходы, а базовыми идеями – идея выбора, идея движения и «образовательного следа», идея педагогической под- держки и тьюторского сопровождения. Реализация данных подходов позволит эффективно решать задачи освоения будущими педагогами образовательной программы, исходя из их возможностей и потребностей, с учетом актуальных и перспективных требований к про- фессиональной деятельности. Предложенная технология проектирования индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов предполагает реализацию трех взаимосвя- занных этапов – подготовительного, основного, завершающего. Она позволит обеспечить комплексную реализацию субъектами проектирования рефлексивной, поддерживающей и нормативной позиций, определяя специфику содержательного, процессуального и деятель- ностного аспектов данной деятельности на различных уровнях проектирования. Материалыстатьи представляют ценность для руководителей и разработчиков основных профессио- нальных образовательных программ высшего образования на основе требований актуали- зированных федеральных государственных образовательных стандартов; для тьюторов, уча- ствующих в организации и сопровождении индивидуальных образовательных траекторий будущих педагогов; для научно-педагогических работников, обеспечивающих индивидуали- зацию содержания и технологий профессионального образования будущих педагогов; для работодателей, участвующих в проектировании индивидуальных образовательных траекто- рий и оценке качества их реализации. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вузами основных профессиональных образовательных программ нового по- коления, относящихся к укрупненной группе «Образование и педагогика», для обеспечения их соотнесенности с требованиями современного общества и рынка труда, а также с индиви- дуальными запросами и возможностями обучающихся.