Проблема формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической
безопасности обусловлена не только новыми технологиями, но и трансформацией уже имеющихся сфер профессиональной деятельности. Российские вузы осуществляют подготовку
экономистов по этой специальности при отсутствии официально утвержденного профессионального стандарта. Это актуализирует проблему поиска методик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на основе трудовых функций сопряженных профессиональных стандартов и требований работодателей. Для ее решения требуется теоретическое
обоснование и разработка алгоритма формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования – разработать теоретические положения и практические рекомендации
для реализации компетентностного подхода в обучении специалистов в сфере экономической безопасности путем создания алгоритма формирования профессиональных компетенций в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения тождественных требованиям рынка труда.
Методология и методики исследования основаны на применении следующих общенаучных
и специальных методов: сбор эмпирических данных, сравнение, абстрагирование, конкретизация, аналогия.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по методическому обеспечению процесса
формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической безопасности в рамках вузовской подготовки в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения.
В процессе исследования была получена конкретная и прозрачная модель формирования
профессиональных компетенций специалиста по экономической безопасности, предоставляющая вузам инструментарий для определения необходимых специалисту знаний, умений
и навыков в сфере профессиональной деятельности, которые могут быть диагностированы
путем использования соответствующих индикаторов.
Ключевые слова : профессиональные компетенции
Профессиональные компетенции будущих социальных педагогов: контекст инклюзивного образования
В настоящее время качество образования становится одним из приоритетных направлений
развития государства. В условиях глобализации новая миссия системы образования заклю-
чается в создании условий для достижения большей социальной стабильности в обществе,
путем обеспечения равных прав и возможностей для всех граждан, включая лиц с особыми
образовательными потребностями. Для работы в условиях инклюзивного образования важ-
ную роль играют профессиональные компетенции специалистов, обеспечивающих развитие
и обучение лиц с особыми образовательными потребностями. Растет потребность в качест-
венной подготовке квалифицированных педагогов, в частности, социальных педагогов в дан-
ной сфере. Данное исследование направлено на выявление необходимых профессиональных
компетенций и личностных качеств будущих социальных педагогов для работы в условиях
инклюзивного образования, а также на выявление того, с какими трудностями сталкивают-
ся преподаватели университетов в рамках подготовки социальных педагогов. Применялся
качественный метод исследования и в нем приняли участие 51 респондента-преподавателя
университетов. Результаты опроса показали, что центральные компетенции, эмоционально-
волевые качества играют значительную роль в деятельности социальных педагогов в инклю-
зивном образовании. Исследование позволило выявить, что профессиональные трудности
имеют самый высокий показатель среди трудностей, с которыми сталкиваются преподава-
тели при подготовке социальных педагогов. Авторы предполагают, что результаты иссле-
дования приведут к дальнейшему усовершенствованию развития профессиональных ком-
петенций студентов и устранению трудностей в ходе образовательного процесса во время
обучения в университете.
Педагогическая экспертиза структуры и содержания профессиональных компетенций будущих педагогов системы дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (ФГОС ВО
3++) устанавливает группы универсальных и общепрофессиональных компетенций выпуск-
ников высшей школы. Определение профессиональных компетенций входит в полномочия
самой образовательной организации, которая должна выявлять их на основе профессио-
нального стандарта. На наш взгляд, для решения этой актуальной проблемы целесообраз-
но использовать метод групповых экспертных оценок – один из основных в педагогической
квалиметрии. Достоинством данного метода является то, что он позволяет алгоритмизиро-
вать процедуры педагогической экспертизы профессиональных компетенций и получить
обобщенное коллективное мнение квалифицированных экспертов об их количественном
составе и содержании.
Цель публикации – представить методику педагогической экспертизы структуры и содержа-
ния профессиональных компетенций студентов бакалавриата, обучающихся по направлению
44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование»), предполагаю-
щую использование метода групповых экспертных оценок и процедуры согласования выяв-
ленных компетенций с существующими в сфере дошкольного образования нормативными
документами.
Методология и методики. При разработке методики учитывались идеи компетентностного
и квалиметрического подходов, направленные на моделирование результатов образования,
«каркас» которых задает структура компетенций, выступающих в роли норм качества высше-
го образования, сопряженных с нормами качества профессиональной деятельности. Инстру-
ментом реализации данных подходов избран метод групповых экспертных оценок, позво-
ливший выявить группы профессиональных компетенций и детализировать их содержание.
Результаты и новизна. Представлена методика педагогической экспертизы структуры и со-
держания профессиональных компетенций студентов – будущих педагогов дошкольных
организаций, предусматривающая анализ и согласование требований профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего,
основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» и федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Описанные этапы
могут быть реализованы при проведении педагогической экспертизы структуры и содержания профессиональных компетенций студентов, обучающихся по другим направлениям
и профилям подготовки, что несет в себе практическую ценность и значимость.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны преподавателям
высшей школы при выявлении и формировании профессиональных компетенций студентов
бакалавриата, соответствующих их будущим трудовым функциям и действиям, представлен-
ным в профессиональных стандартах.
Подготовка к профессиональной деятельности будущего педагога на основе разработанной системы оценки сформированности компетенций
В настоящее время, в условиях модернизации педагогического образования, система профес-
сиональной подготовки педагога сконцентрирована на изменении подходов к организации
практической составляющей. Компетентностный подход предполагает оценку образова-
тельных результатов с точки зрения развития компетенций. Целью данной статьи является
определение уровней сформированности компетенций студентов-будущих педагогов для
выявления основных компетентностных составляющих дальнейшего профессионального
развития. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стала оценка 132 отчетных
работ магистрантов по итогам прохождения педагогической практики. Анализ и системати-
зация образовательных результатов обучающихся позволили определить проблемные зоны
в сформированности компетенций будущих педагогов. В статье представлена разработанная
авторами система оценки компетенций, формируемых у магистрантов во время педагогичес-
кой практики. Представленные в статье материалы позволяют совершенствовать основные
профессиональные образовательные программы, вносить изменения как в структуру самого
модуля, так и в порядок освоения модулей.
Формирование профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта в условиях реализации САЕ
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста. Актуальность работы состоит в необходимости повышения эффективности музыкального образования, направленного на подготовку творчески активной личности педагога способной к профессиональной музыкальной деятельности в современных социокультурных условиях. Поиск новых подходов способствует максимальному взаимодействию музыкального искусства и педагогического образования, обеспечивает гармоничное сочетание общей и профессиональной (музыкально-теоретической и исполнительской) подготовки, интенсифицирует личностно-профессиональное становление педагога. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как результат деятельности системы музыкально-педагогического образования является важной проблемой современной педагогической науки и практики и затрагивает не только содержание, но и формы, методы, средства обучения, рефлексию педагогической деятельности. В статье рассматриваются характерные особенности профессиональных компетенций; анализируются существующие подходы к определению данного понятия, как единства практической и теоретической готовности личности к профессиональной деятельности; структурированы профессиональные компетенции будущего педагога-музыканта, включающие личностные, метапредметные, предметные, профессионально-коммуникативные, информационные компетенции; определены оптимальные условия подготовки специалистов в области музыкального искусства к профессиональной деятельности, такие как аксиологическая концепция воспитания личности, использование метапредметных связей, осуществление перманентной рефлексии деятельности, проектирование педагогического процесса; создание культурно-образовательной среды, использование современных информационных образовательных технологий при подготовке будущих специалистов.
ОПТИМИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕС-СИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ РАДИОИНЖЕНЕРОВ
Профессиональная компетентностьспециалиста характеризуется способностью оценивать свою деятельность, отслеживать вновь появляющуюся информацию, формировать новые компетенции и совершенствовать уже развитые, пользоваться ими, используя возможности современных технологий.
Анализ практической деятельности радиоинженера показывает, что существующие педагогические условия не достаточны для формирования и развития обозначенных компетенций, что диктует необходимость выявления и обосно-вания дополнительных или совершенствования имеющихся дидактических условий.
Цель статьи заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке эффективности логической оптимизациидидактических единиц содержания лекционного и лабораторного учебного материала при формировании и развитии профессиональных компетенций будущих радиоинженеров.
Ведущим методом при логическом структурировании дидактических единиц содержания учебного материала вы-ступает метод моделирования, позволяющий рассмотреть данную проблему как целостный и целенаправленный про-цесс формирования и развития у студента конкретных профессиональных компетенций радиоинженера.
В статье иллюстрируетсямодель логически структурированного содержания учебного материала на основе инте-грации системного, деятельностного, компетентностного подходов. Дидактически отработанный, на основе таких подхо-дов, процесс формирования и развития тех или других профессиональных навыков у будущих радиоинженеров в кон-тексте принятия решений в единстве инструментального и содержательногоуровнейнеобходим как для потенциального менеджера производства, так и для конкретного исполнителя.
Разработан и апробирован алгоритм поэтапного формирования и развития в процессе учебно-познавательной деятельности профессиональных компетенций и предложена адаптивная образовательная среда, где созданы условия их усвоения. Материалы статьи могут быть полезными и для других инженерных специальностей.