Актуальность исследования связана с необходимостью анализа изменяющихся трудовых действий руководителей образования и педагогов в связи с организацией анализа образовательных данных, накапливаемых обучающимися в цифровой образовательной среде, с особенностями компетенций анализа образовательных данных для обоснованной организации развития человека и образования. В условиях цифровой трансформации образования, развития цифровых образовательных платформ, развития цифровых сервисов оценки качества образования и мониторингов образования актуализируются вопросы методологии анализа данных и их компетентного применения в педагогической и управленческой практике. Авторы исследовали, как используется образовательная аналитика в практике школ, какие проблемы испытывают педагоги и руководители образования при работе с данными, какие источники данных они используют, какие компетенции необходимы педагогу и руководителю образовательной организации, чтобы организовывать доказательное развитие образования на основе данных. Ведущие методы исследования – структурно-функциональный анализ, интервьюирование, опрос, систематизация, ранжирование, статистический анализ. В представленной работе обобщены результаты исследования изменяющихся трудовых функций педагогов в условиях цифровизации образования, компетенций педагогов и руководителей по применению анализа данных в образовательной практике: цифровые компетенции (digital-компетенции), компетенции анализа данных (data-компетенции), компетенции организации развития на основе данных (competence of a data-driven development organization). Показано, как изменяются методология и трудовые функции педагогов по организации образования на основе анализа данных: образовательных результатов, мотивационного выбора профилей обучения, уровней сложности учебных задач, тематик проектных и исследовательских работ школьников и др. Исследуется расширение трудовых действий педагогов и руководителей образовательных организаций и компетенции, обеспечивающие выполнение трудовых действий. Анализируется развитие data-компетенций педагогов и руководителей образования для доказательного развития образования и человека. Представленные в статье результаты исследования вносят вклад в теорию и практику педагогического образования, менеджмента образования, а также в методологию науки о данных и практику ее применения в сфере образования.
Ключевые слова : профессиональное саморазвитие
ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК СРЕДСТВО ПО-ВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Цель настоящего исследования состоит в изучении степени использования и практического применения возможно-стей системы управления контентом электронного образования Казанского федерального университета (КФУ) и Вирту-ального института Исфаханского университета (ВИИУ) в профессиональном саморазвитии студентов. С этой целью сте-пень использования возможностей управления контентом электронного образования в двух указанных вузах, которые играют важную роль в повышении уровня профессионального саморазвития студентов, была рассмотрена на материалах работы Кицантаса. Результаты исследования показали, что в обоих вузах возможности системы управления контентом не используются в полной мере для повышения уровня профессионального саморазвития студентов. Wiki-сайты, подкас-ты и блоги относятся к тем возможностям, которые не нашли своего применения. Создание условий для использования технических средств электронного обучения, а следовательно сознательное использование труда преподавателей может обеспечить профессиональное развитие студентов как насущную и ключевую потребность современного мира.