Цель данного исследования – определить характеристики опросника для выявления выгорания учителей. В данном исследовании использовался опросник «Выгорание учителей», разработанный Вренчем и др. Опрос проводился в мае 2022 года. Выборка состояла из 103 учителей. Альфа Кронбаха составила 0,974. Результаты показали, что опрошенные учителя испытывают низкий уровень выгорания (M = 31,53, SD = 17,89). Хотя статус наставника и стаж работы не оказались статистически значимыми параметрами, замечено, что учителя, не участвующие в наставнической деятельности, испытывают более сильное выгорание, чем наставники. Учителя, имеющие стаж работы от 11 до 30 лет, демонстрируют признаки выгорания; даже молодые учителя (до 5 лет стажа) в той или иной степени отмечают чувство выгорания. Полученные результаты следует рассматривать как индикаторы для последующих изменений в системе образования Сербии в плане снижения требований, предъявляемых к учителям, особенно административных. Таким образом, основная рекомендация направлена на то, чтобы разработчики образовательной политики учитывали как можно больше параметров при внедрении новых изменений, особенно риски, лежащие в основе выгорания учителей.
Ключевые слова : профессиональное развитие
Профессиональная компетентность педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников: разработка уровневых показателей
Актуальность проблемы определяется общими тенденциями довузовского образования в Российской Федерации, нацеленностью на обеспечение профессионального самоопределения учащихся в социально-педагогической сфере, на создание сети психолого-педагогических классов, что обуславливает необходимость выявления готовности педагогов к реализации идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Целью данной статьи является разработка и описание уровневых показателей педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы использован системный подход, который позволил изучить профессиональную компетентность педагога как часть сложной системы допрофессиональной подготовки. Профессиональная компетентность педагога рассматривается нами на метасистемном уровне (по классификации В. В. Белкиной и Е. А. Цирульниковой, выделяющих в системе допрофессиональной педагогической подготовки школьников ряд уровней – субсистемный (внутриличностый), подсистемный (учреждения образования), системный (социальные институты) и метасистемный (социокультурное педагогическое пространство)). В профессиональной компетентности педагога мы видим каузальную надстройку универсальных педагогических компетенций, приобретаемых обучающимися психолого-педагогических классов. В результате исследования была определена структура компетентности педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников, выделены уровни компетентности, разработаны и описаны показатели каждого уровня. Предлагаемые материалы в определенной мере заполняют лакуны в научных исследованиях относительно содержания и показателей компетентности педагога (преподавателя) допрофессиональной педагогической подготовки и могут быть использованы при дальнейшей научно-методической разработке диагностического инструментария и программ подготовки педагогов допрофессионального образования.
Технология оценки уровня сформированности компетентности выпускника технического университета
Ключевая идея данного исследования состоит в создании и использовании системы управления качеством образования в университете на основе критериальной оценки и мониторинга
профессионального развития студента, сличения полученной информации с требованиями
к выпускнику, указанными в Федеральном государственном образовательном стандарте
высшего образования (ФГОС ВО) по инженерной специальности, и корректировке с учетом
этих показателей дидактических условий профессионального и личностного развития обучающихся. Наличие такой информации позволяет сопоставлять реальное развитие студентов
с требованиями ФГОС ВО по конкретному направлению подготовки, дает возможность
корректировать образовательный процесс, определять «пробелы» в содержании, технологиях и других характеристиках образовательного процесса и вносить в них соответствующие
изменения.
Сама по себе технология оценки уровня сформированности компетентности будущего инженера не представляет анализ качества образования, но она создает постоянно обновляющуюся базу данных, позволяющую осуществить такой анализ. По ней определяется эффективность содержания, методов, средств и форм учебной деятельности и т. д. С помощью
предложенной технологии по выявленным у студентов «пробелам» осуществляется своеобразная «дешифровка», иначе говоря, распознавание упущений в организации учебного процесса. Оценивая недочеты в знаниях, умениях, мышлении студентов, можно выяснить, что
именно «не работает» в образовательном процессе, где имеются изъяны и «неисправности».
Аспекты профессионального развития практикующих и будущих педагогов: факторы и вызовы
В статье рассмотрены особенности профессионального развития и саморазвития педагогов и студентов педагогических направлений России, Индии, Бразилии.
Исследователи России рассмотрели аспект влияния активности будущих педагогов в цифровой среде на их профессиональное развитие и саморазвитие, а также взаимосвязь профессионального развития с самоопределением студентов, а именно с постановкой целей обучающимися. Эмпирически была выявлена взаимосвязь между цифровой активностью студентов педагогической магистратуры и стремлением к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, зависит от выраженности целей, соответствующих направленности на получение педагогической профессии.
Исследование индийских ученых направлено на изучение влияния качества жизни учителей на эффективность их профессионального развития. Было установлено, что большинство индийских учителей имеют низкий уровень профессионального развития. Были выявлены факторы, негативно влияющие на уровень профессионального развития учителей, а именно: низкий финансовый статус, неблагоприятная семейная среда, физическое и психологическое благополучие, гарантия занятости. Ученые также выделили причины низкого профессионального развития, включающие нехватку времени, отсутствие собственной ответственности за профессиональное развитие.
Бразильское исследование посвящено рассмотрению особенностей социальных представлений начинающих учителей о педагогическом образовании и профессиональном развитии в высшей школе. Авторами были выявлены социальные представления учителей об их педагогической практике с учетом четырех категорий: планирование, дидактические процедуры; оценивание и отношения учитель-ученик.
В статье также представлены рекомендации для дальнейшего совершенствования практики преподавания и создания среды для профессионального развития педагогов с учетом полученных результатов по всем трем блокам стран-участниц данного исследования.
Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования
В статье рассматривается проблема омоложения кадрового состава научных организаций
и высших учебных заведений: критерии отбора талантливых молодых специалистов, спосо-
бы их мотивации к построению карьеры в сфере науки, высоких технологий и высшего об-
разования. Авторы дают развёрнутую характеристику целевых признаков, необходимых для
успешной работы в креативной среде. На основе оригинальных методик, построенных на ба-
зовых положениях теории мотивационного комплекса трудовой деятельности, и применения
диагностического теста MMPI они определяют эталонный вариант личностного и мотиваци-
онного профиля научного работника и сопоставляют его с реальными профилями студентов
и аспирантов, желающих или не желающих продолжить своё обучение в аспирантуре и впо-
следствии трудоустроиться в высшее учебное заведение или научную организацию. Путём
логического сопоставления эталонного и реальных профилей были сделаны парадоксальные
выводы, связанные с тем, что лица, предрасположенные к научной деятельности, не имеют
стремления к поступлению в аспирантуру, а лица, профессионально непригодные к научной
деятельности, наоборот, стремятся продолжить своё обучения в аспирантуре. Анализ причин
подобной ситуации позволил авторам сделать ряд предложений по совершенствованию сис-
темы профессионального отбора и мотивации талантливых молодых специалистов. В основ-
ном рекомендации связаны с разработкой диагностических тестов для профориентации
и использования института постдокторантуры. Реализация этих предложений, по мнению
авторов, будет реально способствовать омоложению и укреплению кадрового потенциала
высших учебных заведений и научных организаций в Российской Федерации.
Систематический обзор эффективности обучения на месте работы. Предварительный сравнительный анализ используемых терминов
Профессиональное развитие учителей оказывает влияние на совершенствование всей си-
стемы образования (OECD-TALIS, 2014; Darling-Hammond, 2017), по этой причине основ-
ные международные организации, ОЭСР (2013) и Европейская комиссия (2012), обратились
к странам с просьбой разработать процедуры обратной связи и отчетности для обучения на
месте работы. Под обучением на месте работы понимается «процесс, в ходе которого учите-
ля получают дополнительное образование или обучение с целью усовершенствования своих
знаний и навыков в процессе трудовой деятельности (UNESCO, 2019). Согласно результатам
исследований, для реализации обучения без отрыва от производства необходимо учитывать
множество факторов: тип и качество обучения, школьный климат, навыки учащихся, область
знаний и т. д. (Lipowsky & Rzejak, 2015). После краткого описания систематических обзоров
по этой теме (Filges, 2019; Egert, 2018; Kalinowski et al., 2019) статья представляет результаты
исследования, направленного на изучение терминов и конструктов, используемых в контек-
сте рассматриваемой проблемы: преподаватель, непрерывное профессиональное обучение,
влияние/эффект, программы/обучение. Собранные данные позволили провести сравни-
тельный анализ (Esser & Hanitzsch, 2012), основанный на систематических обзорах (Polanin
et al., 2019) и метаанализе, необходимый для организации дальнейших метааналитических
исследований по теме, особенно с точки зрения устранения неоднозначности терминов и су-
жения области исследования. Хотя повышение квалификации учителей во многих странах
стало обязательным и задумывалось как возможность роста и профессионального развития
для всего школьного сообщества в стратегической и функциональной логике повышения
качества школьной системы (Perla, 2020), министерства образования пока не имеют одноз-
начной модели и общих процедур, способных описать и проанализировать влияние, которое
оказывает обучение (EU-Strategic Partnership, 2020): краткосрочных результат – результаты,
достигнутые немедленно; долгосрочный результат – более существенные преимущества для
вовлеченных учителей (совершенствование методов преподавания учителей, участвующих
в обучении); характер охвата и информационного продвижения – влияние на институцио-
нальный и социальный контекст школы, в которой учителя проходят обучение.
Развитие навыков начинается с рефлексии к действию
В статье описана роль прогностической рефлексии в развитии качеств выпускника у работа-
ющих выпускников и развитии основных академических навыков у студентов. Подход, в ос-
нове которого лежат рефлексия к действию и доказательный мониторинг, считается рацио-
нальным и эффективным. В результате изучения соответствующей литературы обобщается
информация о подходе и его влиянии. Автор приводит детальное описание предложенной
схемы в форме, которая не зависит от дисциплины, и предусматривает оценку результатов.
Особое внимание уделяется формированию у обучающихся умения проведения эксперимен-
тов и метапознавательных навыков.
Использование открытых образовательных ресурсов и усовершенствованных технологий обучения для повышения квалификации учителей в школах Уганды
На отдаленных территориях с технологическими, экологическими и социальными барьера-
ми в области образования затруднено использование различных инновационных методов
для постоянного обеспечения преподавателей значимыми ресурсами, а также для их под-
готовки. Заинтересованные стороны, включая инвесторов, организации, директоров школ,
администраторов, преподавателей, студентов и сообщества, извлекают выгоду из эффектив-
ных научно-исследовательских стратегий, которые ограничивают барьеры и внедряют обра-
зовательные ресурсы нового поколения и результатов для граждан глобального сообщества.
В данном исследовании была рассмотрена эффективность инновационного подхода, сочета-
ющего в себе методологию, программное и аппаратное обеспечение для повышения квали-
фикации и профессионального роста учителя. Результатом количественной, реляционной,
непараметрической методологии стал значительный рост персонализированного професси-
онального развития учителей, использующих открытые образовательные ресурсы и удален-
ный доступ к ним. Это исследование установило связь между переменными и представило
исследовательскому сообществу причинно-следственные данные для инновационных обра-
зовательных практик.
Роль психофизиологических особенностей человека в его профессиональном развитии
Необходимым элементом развития личности является профессиональное самоопределение.
Для подростка очень важно сделать выбор самостоятельно, и выявление его предрасполо-
женности позволит ему не совершить ошибку. Анализ публикаций по данной теме привел
нас к необходимости исследования психофизиологических особенностей людей с разным
уровнем успеваемости в различных профессиональных сферах. Мы предположили, что
выявить профессиональную предрасположенность можно с помощью изучения психофи-
зиологических особенностей человека, а именно частотно-специфических характеристик
электроэнцефалограммы мозга. В работе представлены результаты пилотного исследования:
описаны статистически значимые корреляции между электрофизиологическими показате-
лями, нейропсихологическими параметрами и профессиональным развитием. Проанализи-
рованы показатели альфа-, бета-, тета- и дельта-ритмов во время выполнения испытуемыми
заданий (экзамена, лабораторной работы и т. п.), которые были составлены в соответствии с
ФГОС. В процессе исследования выявлена возможность изучения профессиональных задат-
ков и склонностей студентов разных областей профессиональной деятельности по единой
методике, которая основывается на изучении ЭЭГ-активности мозга.
Объясняются ли изменения в понимании прочитанного на страновом уровне через изменения в учебном времени, профессиональном развитии и возрасте? Исследования PIRLS 2006 и 2016
Ряд международных сравнительных исследований в образовании проводится циклами раз
в 3-5 лет. Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS прово-
дится раз в 5 лет. При рассмотрении данных только одного цикла представляется затруд-
нительным объяснить различия в уровне достижений между странами. Но также возможно
рассмотрение двух (или более) циклов и анализ изменений во времени для каждой из стран-
участниц. В таком случае рассматривается динамика по странам за определенный период, и
данный лонгитюдный подход позволяет делать каузальные выводы относительно эффектов
характеристик образовательных систем.
В данной статье рассмотрены эффекты учебного времени (изучение языка и чтение) и уров-
ня профессионального развития учителей на понимание прочитанного в 4-х классах. Так-
же изучен эффект изменения среднего возраста учащихся. При учете эффектов возраста и
обучения сформирован немного другой рейтинг стран по результатам исследования PIRLS.
Использован подход «разность разностей» с корреляционными матрицами. Один из выводов
заключается в выявлении эффекта профессионального развития учителей на уровень образо-
вательных результатов учащихся.