В Словакии были реализованы различные инициативы по поддержке технического и политехнического образования в средних школах (ISCED 2). Несмотря на предпринятые усилия, данные инициативы не привели к повышению интереса учащихся к обучению в профессиональных технических училищах (ISCED 3). В данном вопросе важную роль играют учебные планы. В настоящее время Министерство образования, науки, исследований и спорта Словацкой Республики разрабатывает план по трансформации учебных программ для начального и среднего образования (ISCED 1–3). В статье представлены результаты исследования, посвященного анализу содержания школьного предмета «Технология» с точки зрения учащихся. Выборку составил 101 человек. Для сбора данных был использован опросник. Основные пункты анкеты были направлены на выявление любимых предметов учащихся, любимых тем или видов деятельности. Часть вопросов была посвящена определению влияния деятельности педагога на профессиональную ориентацию учащихся и их ожидания в отношении предметов технической направленности, которые преподаются в средней школе. В ходе анализа выявлено, что отношение учеников к предмету «Технология» крайне негативное. Это касается не только содержания предмета, но и того, как он преподается. Ученики проявляют интерес к практическим занятиям, во время которых они могут создавать различные предметы или продукты. Когда участников исследования попросили оценить предмет по традиционной шкале от 1 (отлично) до 5 (неудовлетворительно), только четыре учащихся поставили максимальную оценку, а 11 учеников оценили предмет на 5 баллов. В среднем школьники оценили предмет на 3 балла.
Ключевые слова : профессиональная ориентация
Целевые признаки креативных молодых специалистов для работы в сфере науки и высшего образования
В статье рассматривается проблема омоложения кадрового состава научных организаций
и высших учебных заведений: критерии отбора талантливых молодых специалистов, спосо-
бы их мотивации к построению карьеры в сфере науки, высоких технологий и высшего об-
разования. Авторы дают развёрнутую характеристику целевых признаков, необходимых для
успешной работы в креативной среде. На основе оригинальных методик, построенных на ба-
зовых положениях теории мотивационного комплекса трудовой деятельности, и применения
диагностического теста MMPI они определяют эталонный вариант личностного и мотиваци-
онного профиля научного работника и сопоставляют его с реальными профилями студентов
и аспирантов, желающих или не желающих продолжить своё обучение в аспирантуре и впо-
следствии трудоустроиться в высшее учебное заведение или научную организацию. Путём
логического сопоставления эталонного и реальных профилей были сделаны парадоксальные
выводы, связанные с тем, что лица, предрасположенные к научной деятельности, не имеют
стремления к поступлению в аспирантуру, а лица, профессионально непригодные к научной
деятельности, наоборот, стремятся продолжить своё обучения в аспирантуре. Анализ причин
подобной ситуации позволил авторам сделать ряд предложений по совершенствованию сис-
темы профессионального отбора и мотивации талантливых молодых специалистов. В основ-
ном рекомендации связаны с разработкой диагностических тестов для профориентации
и использования института постдокторантуры. Реализация этих предложений, по мнению
авторов, будет реально способствовать омоложению и укреплению кадрового потенциала
высших учебных заведений и научных организаций в Российской Федерации.
Профессиональное самоопределение старшеклассников: социальные факторы и личные мотивы
В условиях негативных демографических тенденций и старения трудовых ресурсов в боль-
шинстве регионов России актуально сдерживание в них учебной миграции. Поэтому изуче-
ние механизмов профессионального самоопределения школьников выходит из круга педа-
гогических задач в область задач государственного управления и региональной экономики.
Психологические механизмы выбора карьеры и построения образовательной стратегии
достаточно широко изучались в течение ХХ века, однако малоизученным остаётся вопрос
о влиянии социальных условий конкретного региона на профессиональное самоопределе-
ние молодёжи. Решение проблем профессионального самоопределения школьников требу-
ет синтеза личностно-ориентированного и социально-ориентированного педагогических
подходов.
Цель данной статьи – анализ условий и закономерностей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников, возможностей влияния на их образовательную стратегию со стороны
региональных университетов.
Предмет исследования – факторы, обуславливающие профессиональное самоопределение
выпускников школ.
Гипотеза: при педагогическом сопровождении профессионального самоопределения школь-
ников требуется учитывать как их личностные особенности и индивидуальные мотивы выбо-
ра профессии, так и социально-экономические факторы региона их проживания, обуславли-
вающие профессиональные планы, образовательную стратегию, выбор вуза.
Основой исследования стали методы сравнительного анализа, классификации, обобщения,
междисциплинарный обзор литературы и данных социально-экономической статистики, ме-
тод социологического опроса, метод экспертных оценок.
Основные результаты заключаются в описании моделей профессионального самоопределе-
ния старшеклассников на основе их информированности, ценностей, оценки самоэффек-
тивности, в обосновании принципов профориентационной работы со школьниками. Опрос
учащихся 11 класса Ульяновской области 2018-2019 гг. (N = 2075) показал отсутствие про-
фессиональных планов у значительной части выпускников, их неосведомлённость о реги-
ональных вузах и вузах других городов. В ходе исследования выявлены профессиональные
интересы старшеклассников и их планы учебной миграции из региона. Обосновано, что вы-
бор карьеры и построение образовательной стратегии старшеклассниками обусловлены и их
интересами, и желательным уровнем жизни по окончании обучения. Установлено, что каче-
ство обучения в вузе не является для потенциальных абитуриентов определяющим фактором
выбора вуза. Организации профессионального образования, как акторы регионального обра-
зовательного пространства, могут оказывать большее влияние на процессы профессиональ-
ного самоопределения старшеклассников.
Полученные результаты свидетельствуют о значимости социально-экономических условий
региона для профессионального самоопределения старшеклассников, построения ими обра-
зовательной стратегии и для выбора ими вуза. Исследование подтвердило, что профессио-
нальное самоопределение старшеклассников происходит в соответствии с принципами со-
циально-когнитивной теории карьеры.