Психологическое благополучие, как известно, является важной частью человеческой жизни.
В настоящее время во многих исследованиях выявлена неоспоримая значимость психологи-
ческого благополучия для продуктивной работы и самоэффективности педагогов. Однако
намного меньше известно о том, как профессиональные и личностные особенности педаго-
гов влияют на уровень их психологического благополучия.
С целью выявления профессионально-личностных детерминант психологического благопо-
лучия педагогов были определены мотивы профессиональной деятельности, направленность,
стиль мышления, уровень терминологической компетентности и рефлексии у 224 педагогов
образовательных организаций г. Северодвинска Архангельской области. Уровень психологи-
ческого благополучия определялся с помощью методики «Шкалы психологического благопо-
лучия» К. Рифф (адаптация Н.Н. Лепешинского).
Выявлено, что большинство педагогов имеют средний уровень психологического благополу-
чия. Установлена ведущая роль профессиональной мотивации в ощущении педагогом пси-
хологического благополучия: наличие внутренних мотивов (познавательный мотив, мотив
активности, мотив самореализации) повышает уровень, внешних (мотивы взаимодействия
и признания) – снижает. Определены различия в выраженности профессионально-личност-
ных качеств педагогов с разным уровнем психологического благополучия: для педагогов
с низким уровнем выше выражено стремление к положительным отношениям в коллективе,
позитивным внешним оценкам. Для педагогов с высоким уровнем – наиболее значимым яв-
ляется возможность профессионального развития.
Ключевые слова : профессиональная деятельность
Игра как технология моделирования профессиональной деятельности
В настоящее время этап развития образования определяется прежде всего формированием
новых условий обучения и требований к качеству подготовки будущих специалистов. Осо-
бенно важным аспектом развития образовательной сферы является решение проблемы по-
вышения эффективности образовательного процесса в соотношении с уровнем подготовки
студентов к профессии на практике. Из этого следует, что существует необходимость раз-
вития активности, инициативы и независимости учащегося. Игра как технология модели-
рования профессиональной деятельности может позволить учащимся быть включенными в
практическую реализацию полученных знаний и выработанных навыков. Обучение посредс-
твом игры способствует раскрытию индивидуальности, личностных ресурсов в контексте
профессионального развития.
Проблема исследования направлена на определение воздействия игры на студента в процес-
се усвоения им знаний и навыков, необходимых для моделирования профессиональной де-
ятельности.
Цель исследования – экспериментально подтвердить необходимость использования игровой
технологии в моделировании профессиональной деятельности студентов.
Результаты исследования показали эффективность использования игры как образователь-
ной технологии в моделировании профессиональной деятельности и личностной реализации
студентов. Качественный анализ полученных данных позволяет утверждать, что у студентов
сформировалось положительное отношение к их будущей профессии и приверженность
практическому применению профессиональных навыков.
Следовательно, технология обучения в процессе игровой деятельности дается как комплекс-
ный метод моделирования профессиональной деятельности будущих специалистов.