В число приоритетов европейской языковой политики входит сохранение языкового разно-
образия, культурной самобытности и эффективного изучения иностранных языков. На тер-
ритории Словакии долгое время сохранялись традиции изучения французского языка как
в историческом, так и в культурном, и в экономическом контексте. Однако в последнее деся-
тилетие французский язык стал занимать позицию второго иностранного языка, что привело
к уменьшению числа учеников, его изучающих. Ежегодная статистика свидетельствует о зна-
чительном, на шестьдесят-семьдесят пять процентов, снижении количества учеников, изуча-
ющих французский язык на разных ступенях образования. Сокращается и количество часов,
отводимых на изучение второго иностранного языка, что оказывает влияние на качество об-
разования. В этих условиях была поставлена цель – разработать эффективный инструмента-
рий, который будет учитывать влияние различных факторов на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции обучающихся французскому языку. Основная цель исследо-
вания заключается в предоставлении специалистам такого инструмента, как программа вме-
шательства, направленного на развитие одного из ключевых языковых навыков – понимания
содержания прочитанного текста на иностранном языке. Трудность усвоения этой компетен-
ции связана, в частности, с лингвистической, социолингвистической и межкультурной спе-
цификой французского языка. На понимание иноязычного текста влияют и когнитивные, со-
циальные и личностные факторы (предикторы). В основе программы вмешательства лежит
исследовательская работа, в рамках которой измеряется уровень понимания иноязычного
текста и определяются предикторы, оказывающие воздействие на этот процесс. Предлагае-
мая программа вмешательства может рассматриваться как превентивная мера, а также как
инструмент коррекции развития иноязычной компетенции. Программа разработана в форме
десяти типовых модулей, обладает четкой структурой и учитывает онтогенетические особен-
ности целевой группы – учеников третьего класса средней школы. Она включает различные
способы и методы работы с франкоязычным текстом с целью развития соответствующего
предиктора, что способствует повышению качества обучения иностранному языку, а также
служит источником инновационных идей для преподавателей (и будущих преподавателей)
французского языка.
Ключевые слова : программа
Об академической мобильности студентов в условиях сетевого взаимодействия
В рамках проекта «Разработка и апробация новых модулей и правил реализации основной образова-тельной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки — Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия» (Номер открытого конкурса: 2014-04.03-05-043-Ф-91.055) одним из необходимых условий было создание пакета учебно-методической документации для преподавателей, участвующих в реализации проекта. В основной образовательной программе главной составляющей яв-ляется программа учебной дисциплины. Для осуществления анализа программы учебной дисциплины и учебно-методического комплекса нами была предложена Экспертная карта оценивания. Использование данной карты позволяло преподавателям и руководителям проекта более детально осуществить анализ выполненной работы и повысить качество разработки программ учебных дисциплин и учебно-методических комплексов. Если программа учебной дисциплины выполнена на низком уровне, то она не проходит экспертизу и не допускается к реализации. Если программа учебной дисциплины имеет допустимый уровень, то она может быть допущена к реализации, но преподавателю необходимо внести уточнения или дополне-ния. Если программа учебной дисциплины выполнена на достаточном уровне, она допускается к реали-зации с рекомендациями, которые преподаватель может по желанию учесть. Высокий уровень может быть у программы учебной дисциплины, которая полностью соответствует современным требованиям, предъявляемым к разработке программы по учебной дисциплине и учебно-методического комплекса.