Пандемия Covid-19 еще далека от завершения, но нет сомнений в том, что исследователи
в области образования будут анализировать изменения, произошедшие в преподавании и
обучении, в течение многих последующих лет. Никто не может быть уверен, что новые вол-
ны и модификации заболевания не заставят человечество кардинально изменить образова-
тельные технологии. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все мероприятия
по трансформации образования были научно задокументированы и проанализированы, что
позволит сформировать базу данных, необходимых для дальнейшей работы. Важно также,
чтобы эта работа осуществлялась в контексте территориально близких стран, исторически
связанных друг с другом, но по-разному реагировавших на пандемию, что обусловлено эко-
номическими, социальными, культурными и географическими факторами. Перспективным
в этом отношении является исследование образовательных процессов в постсоциалистиче-
ских странах Центральной и Восточной Европы, имевших во второй половине ХХ века во
многом схожие принципы построения национальных образовательных систем, но серьезно
изменившихся под влиянием реформ последних тридцати лет. Сопоставление кейсов пяти
университетов России, Германии, Болгарии, Чехии и Приднестровья позволило не только
выявить общие проблемы, но и оценить эффективность мероприятий по реорганизации
высшего образования в период пандемии COVID-19 с целью сохранения и повышения каче-
ства подготовки учителей.
Ключевые слова : постсоветские страны
Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее
Формирование эффективных стратегий, моделей и содержания подготовки учителей насто- ятельно требует исследования исторических предпосылок современных реформ на глобаль- ном и национальном уровнях. Наиболее перспективны в этом отношении историко-антро- пологические исследования в образовании, позволяющие, опираясь на междисциплинарные и кросс-культурные подходы широкого круга наук, более глубоко осмыслить социокультур- ные процессы.
В статье представлен опыт развития педагогического образования в постсоветских странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволю- ционной России до настоящего времени.
Цель исследования заключается в анализе процесса подготовки учителей от его зарождения до конца ХХ века и последующей трансформации национальных систем в течение трех по- следних десятилетий.
Специфика исследования проявляется в том, что до начала 90-х годов ХХ века эти страны представляли единое образовательное пространство, которое характеризовалось общими подходами и содержанием педагогического образования, а затем трансформировалось под влиянием политических факторов.
Сопоставление конвергентных тенденций и национальных особенностей систем педагоги- ческого образования на постсоветском пространстве позволяет дать всестороннюю оценку современной образовательной политике в области подготовки учителей как с педагогических позиций, так и в контексте перспектив геополитического, экономического и культурного со- трудничества стран Содружества независимых государств.