В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте адаптации к смене формата обучения. Тематический анализ ряда полуструктурированных интервью с подростками 13 – 17 лет из Москвы, Рязани, Томска, Московской и Свердловской областей позволяет охарактеризовать пять наиболее значительных факторов, затрудняющих или облегчающих адаптацию школьников к переходу на дистанционное обучение. Сюда входят: школа и отношения с учителями; дополнительное образования и хобби; отношения со сверстниками; семейный контекст; индивидуально-личностные характеристики школьников. Пилотажный характер данного исследования и небольшая выборка ограничивают возможности экстраполяции выводов на все группы российских школьников, однако позволяют продемонстрировать комплексный характер трудностей, с которыми сталкиваются подростки, и продемонстрировать широкий диапазон ресурсов для их преодоления. С опорой на результаты разработаны рекомендации, которые могут быть использованы руководством образовательных организаций, педагогами и родителями для снижения стресса школьников и облегчения их адаптации к дистанционным форматам.
Ключевые слова : подростковый возраст
Подростковый вандализм и роль детско-родительских отношений в формировании готовности к нему
Вандализм в городской среде – распространенное явление. Однако проблема его оценки
имеет некоторые сложности. Редко анализируется масштаб урона, наносимого вандальны-
ми действиями, и как самому феномену вандального поведения, так и выявлению его при-
чин посвящено небольшое число научных работ. Влияние семьи на развитие девиантного
поведения указывается многими исследователями, однако в контексте вандализма вопрос
семейной детерминации остается открытым. С этим и связана проблема представленного
исследования: нам представляется перспективным изучение стиля воспитания родителей
и его значения для формирования у подростка готовности к вандальному поведению. Роль
семьи в формировании деструктивной формы взаимодействия с предметной средой поз-
воляет определить группу подростков, готовых к совершению вандальных актов. В работе
предпринимается попытка соотнести детско-родительские отношения с мотивационной го-
товностью подростков к совершению актов вандализма. Для этого были собраны данные у
60 респондентов подросткового возраста и их родителей из полных и неполных семей, со-
циально благополучных и социально неблагополучных. Использовались следующие психо-
диагностические методики: опросник «Мотивы вандального поведения», опросник «Анализ
семейных взаимоотношений», опросник «Подростки о родителях». Обработка полученных
результатов осуществлялась посредством дескриптивной статистики, MANOVA и линейно-
го регрессионного анализа. Обнаружено, что стиль воспитания играет определяющую роль
в инициировании вандального поведения, при этом воспитательное воздействие матери и
отца различается.
Полученные результаты целесообразно использовать при организации социального сопро-
вождения детей из социально неблагополучных семей с целью профилактики вандального
поведения.