Сектор образования в Саудовской Аравии переживает значительный рост, при этом немалое внимание, а вместе с ним и инвестиции направлены на педагогическое образование. Данное качественное исследование посвящено тем требованиям и проблемам, с которыми сталкиваются учителя в Саудовской Аравии. Работа имеет целью обосновать необходимость разработки комплексных программ педагогического образования. До сих пор педагогические колледжи Саудовской Аравии готовили будущих школьных учителей по всем предметам, особенно по английскому языку как второму иностранному. Однако в настоящее время произошли изменения в учебном плане педагогического образования, и на должность преподавателей английского языка (особенно для школ) в основном набирают тех, кто имеет степень бакалавра или магистра по английскому языку/литературе. Многие исследователи и педагоги придерживаются того мнения, что подготовка эффективного учителя должна быть достойной, поскольку школьное образование является фундаментом профессионального роста и всей дальнейшей деятельности человека. Это, безусловно, относится и к учителям английского языка. В связи с этим педагогическое образование должно готовить учителей к цифровому образованию в дополненной или виртуальной учебной среде, что стало необходимостью в постковидном мире. В исследовании использовался метод целенаправленной выборки, в которую вошли 20 опытных школьных учителей и 5 преподавателей английского языка из Университета короля Абдулазиза (Джидда, Саудовская Аравия). Участники дали полуструктурированные интервью, из которых исследователями были получены критические наблюдения и замечания учителей, выявлены их потребности, опыт и ожидания в рамках образовательного ландшафта. С помощью тематического анализа были определены те области педагогического образования, которые особенно нуждаются в совершенствовании. Результаты исследования убедительно доказывают острую необходимость разработки специализированных программ педагогического образования для лучшей подготовки учителей английского языка, что в конечном итоге повысит качество преподавания английского языка в школах Саудовской Аравии.
Ключевые слова : подготовка учителей
Подготовка учителей к грамотной работе с данными для оценки и улучшения работы школы: опыт повышения квалификации учителей в Италии
В статье представлен опыт повышения квалификации итальянских учителей, работающих
в начальных и средних школах региона Лигурия, на севере Италии. Курс направлен на об-
учение анализу данных, полученных в результате проведения стандартизированных тестов
Итальянского национального института оценки системы образования (INVALSI), а также
их интерпретации и использованию с целью повышения успеваемости учащихся по чтению,
математике и английскому языку на разных уровнях обучения. Статья включается в дис-
куссию о грамотной работе учителей с данными, поскольку описывает опыт и анализирует
предварительные результаты двух онлайн-опросов учителей, принимавших участие в курсах
повышения квалификации (опросник заполнили 452 учителя, то есть 67,1 % от общего числа
участников курса, и, соответственно, 413 из 515). Первый опрос был проведен в начале кур-
са, с целью изучения предшествующего опыта учителей в области оценки, их ожиданий от
курса и самоанализа эффективности оценочных и образовательных стратегий. Второй опрос,
посвященный удовлетворенности курсом, был проведен в конце обучения, в нем приняли
участие учителя, которые посещали онлайн-лаборатории. В статье обсуждаются различия
между результатами, полученными от учителей начальной и средней школы, а также уровень
их удовлетворенности курсом. Статья подчеркивает важность грамотной работы с данными,
как необходимого качества педагогической подготовки, и поддерживает инициативы по по-
вышению квалификации учителей, выдвигаемые местными органами власти.
Инклюзивное образование и его реализация: международная практика
В обществе, в значительной степени ориентированном на образование, уделяется особое внимание высокому уровню компетенций. Обеспечение равных возможностей для всех об- учающихся является проблемой для всего мира. Инклюзивное образование – одна из попы- ток решить эту проблему. Оно нацелено на формирование общества, в котором активное участие будут принимать все люди, включая самых слабых. Инклюзивные школы, признавая и уважая ценность разнообразия и борясь с дискриминацией в сфере образования, работа- ют над обеспечением доступа к качественному обучению всех учащихся. Целью настоящей работы является изучение и выбор наилучших стратегий расширения прав и возможно- стей, развития способностей и повышения успеваемости всех студентов, включая учащихся с ограниченными возможностями и особыми потребностями. В работе рассмотрены обра- зовательные меры как для обучения одарённых детей, так и для повышения квалификации учителей, работающих с разнородным составом учащихся. В методологическом обосновании работы использованы авторитетные исследования и официальные документы националь- ных и международных органов. Кроме того, привлекается личный опыт автора в препода- вании и управлении проектами, а также инклюзивные традиции Италии. Конвенция ООН о правах инвалидов (статья 24) предусматривает, что страны должны принимать меры для обеспечения инвалидам наравне с другими доступа к инклюзивному начальному и среднему образованию в местах их проживания. Руководители в сфере образования должны понимать важность инклюзии, расширять эмпирические исследования, разрабатывать и реализовы- вать меры для выявления потенциала учащихся, их академического и личностного развития,
улучшения стратегий обучения и управления. Семейные и общественные институты также должны участвовать в этой работе. Особая роль в решении этой сложной задачи в совре- менных образовательных системах принадлежит учителю. Результаты исследования могут быть использованы в разработке образовательной политики, учебных планов и программ, в повышении качества образования на всех уровнях.
Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее
Формирование эффективных стратегий, моделей и содержания подготовки учителей насто- ятельно требует исследования исторических предпосылок современных реформ на глобаль- ном и национальном уровнях. Наиболее перспективны в этом отношении историко-антро- пологические исследования в образовании, позволяющие, опираясь на междисциплинарные и кросс-культурные подходы широкого круга наук, более глубоко осмыслить социокультур- ные процессы.
В статье представлен опыт развития педагогического образования в постсоветских странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволю- ционной России до настоящего времени.
Цель исследования заключается в анализе процесса подготовки учителей от его зарождения до конца ХХ века и последующей трансформации национальных систем в течение трех по- следних десятилетий.
Специфика исследования проявляется в том, что до начала 90-х годов ХХ века эти страны представляли единое образовательное пространство, которое характеризовалось общими подходами и содержанием педагогического образования, а затем трансформировалось под влиянием политических факторов.
Сопоставление конвергентных тенденций и национальных особенностей систем педагоги- ческого образования на постсоветском пространстве позволяет дать всестороннюю оценку современной образовательной политике в области подготовки учителей как с педагогических позиций, так и в контексте перспектив геополитического, экономического и культурного со- трудничества стран Содружества независимых государств.
Архитектура Электронноего Портфолио, Ориетированная на Образовательную Поддержку в Рамках Разработки Проектов
Электронное портфолио, в основе которого лежат методы самооценки, самоанализа и само-
контроля, считается важным инструментом в создании личностно-ориентированной среды
в сфере высшего образования. В настоящей работе описан механизм разработки системы е-
портфолио, которая используется в качестве ценной базы продуктов обучения. Данная сис-
тема позволяет преподавателям следить за прогрессом педагогов дошкольного образования,
предоставлять обратную связь и развивать их навыки самооценки, самоанализа и самокон-
троля благодаря краткосрочной программе обучения, которую специалисты кафедры до-
школьного образования в университете Вэньчжоу используют в качестве комплексной меры
для определения уровня профессионализма и компетентности воспитателей. Результаты ис-
следования показали, что после прохождения курса обучения педагоги дошкольных учреж-
дений успешно выполняют практические задания, связанные с е-портфолио. Анализ данных
выявил, что преподаватели способствуют повышению квалификации дошкольных учителей,
мотивируя их на успешное завершение программы, уделяя особое внимание сплоченности
группы и положительным моментам в процессе обучения.
Организация саморефлексии: результаты мастер-классов по саморазвитию в рамках программы педагогического образования
Сегодня рефлексивные методики активно внедряются в педагогическое образование и в раз-
вивающиеся практики по всему миру. Принимая во внимание, что рефлексивные практики
берут свою основу в психологии, ученые соглашаются, что студентам – будущим педагогам –
должна быть доступна возможность самообучения, основанная на рефлексии и восприятии
новых идей. В то же время, саморазвитие – это субъективный концепт, и поэтому отсутству-
ют общепринятые методы, которые бы обучали учителей рефлексивной методике, ведущей
к саморазвитию. Мастер-классы, направленные на поощрение саморазвития, были недавно
внедрены в программу педагогической подготовки в Индии. Данная статья оценивает эф-
фективность таких мастер-классов в педагогическом процессе. При анализе полученных ре-
зультатов, основанных на подходе Карла Роджерса, был отмечен внутриличностный и меж-
личностный рост участников.
Обучение в 21 веке, новые технологии и профессиональное развитие учителей
Изменения в сфере школьного образования невозможны без двух императивов.
Первый – это образовательный императив. Всемирный экономический форум пришёл к вы-
воду о том, что во время стремительных цифровых изменений странам необходимо создать
инновационную среду обучения, которая сможет обеспечить у следующих поколений разви-
тие навыков, которые будут востребованы в будущем (Kruchoski, 2016).
Второй – технологический императив. Информационная революция повлекла за собой воз-
никновение и распространение технологий, необходимых для создания инновационной
среды обучения, которая призвана способствовать совершенствованию процессов препода-
вания и обучения, а также делать обучение более доступным, персонализированным и адап-
тируемым к индивидуальным потребностям учеников, что считается чрезвычайно важным в
образовании (Groff, 2013).
В первой части этой статьи рассматриваются навыки, которые будут особенно необходимы
в будущем, и инновационные методы обучения, реализуемые с помощью информационных
технологий и необходимые для регенерации системы образования. Далее в статье уделяется
внимание обучению учителей и повышению их квалификации без отрыва от работы, рас-
сматриваются вопросы интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
в классную деятельность учителей.
Выбор профессии учителя: обзор начального этапа подготовки учителей страницы
Статья рассматривает стадию перехода ученика школы в статус студента. Этот этап пред-
полагает выбор профессионального направления и для многих учеников, возможно, это –
первое осознанное и ответственное решение в жизни и, оно включает ответы на вопросы:
«Кем я хочу стать?», «Какая профессия является моим призванием?». Переход из школы в
университет включает и другие сомнения: «Как организовать дальнейшую жизнь?», «Что
важно для меня?». В это же время имеющийся у человека жизненный опыт, предпочтения
должны гармонично вписаться в новый этап. На этот переходный период влияют события,
произошедшее в прошлом, условия, в которых развивалась личность. В данном контексте
немногие способны легко справится с проблемами данного периода или избежать их. Этот
непростой контекст является причиной разнообразия реакций и способов реагирования на
вызовы переходного периода.