В 1999 году в Республике Беларусь начали обучать детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМН), для этого были открыты специальные учреждения образования – Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). До 2011 года педагоги этих учреждений занимались в основном присмотром и уходом за дошкольниками с ТМН, но в 2011 году появились учебные планы для дошкольников с ТМН, а в 2014 году – учебные программы, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь. В настоящее время приходит понимание, что обучение воспитанников с ТМН должно быть выстроено на компетентностной основе, ведущим должно стать формирование их жизненных компетенций. Появилась потребность в оценке качества такого образования, в профессиональной подготовке специалистов ЦКРОиР по этому направлению. Цель исследования – характеристика системы повышения квалификации педагогов профильных учреждений с точки зрения оценки качества образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями. Ведущими методами исследования стали анкетирование и контент-анализ (за единицу анализа текста принята тема, за единицу счета – число определенных словосочетаний). Экспериментальную базу исследования составляют 63 государственных образовательных учреждения «Центр коррекционно-развивающего обучения» Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Могилевской, Минской областей и г. Минска, а также 8 учреждений, обеспечивающих повышение квалификации сотрудников ЦКРОиР Брестской, Витебской, Гомельской, Гродненской, Минской областей и г. Минска. В исследовании приняли участие 345 респондентов: 334 педагога ЦКРОиР и 11 сотрудников учреждений повышения квалификации, курирующих данное направление. Изучение проводилось в 2020 году. В статье представлен авторский взгляд на оценку качества образования дошкольников с ТМН, приведены результаты эмпирического исследования, обоснованы возможные изменения подготовки педагогов ЦКРОиР в учреждениях повышения квалификации. Представленные в статье материалы позволяют увидеть целостную картину современной системы повышения квалификации специалистов по проблемам оценки качества образования воспитанников с ТМН, что в дальнейшем позволит скорректировать учебные программы повышения квалификации в профильных учреждениях (в Академии последипломного образования, Институтах развития образования), включить в их содержание наиболее востребованные темы.
Ключевые слова : повышение квалификации
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 создала различные проблемы, особенно в секторе образования, где «но-
вая реальность» связана с онлайн-взаимодействием и дистанционным обучением. Личное
взаимодействие и контакты ограничены из-за принятых мер по социальному дистанциро-
ванию. Программы повышения квалификации позволяют учителям совершенствовать свои
компетенции в освоении лучших практик и эффективных стратегий обучения. Результаты
настоящего исследования показали, что для учителей повышение квалификации – это воз-
можность обучения на протяжении всей жизни, путь к профессиональному росту. Програм-
мы повышения квалификации до COVID-19 предусматривали мероприятия по следующим
темам: педагогика и технологии, приёмы активизации обучения, последипломное образова-
ние, лидерство и менеджмент, исследование в действии. Во время пандемии учителям были
предложены вебинары и тренинги по онлайн-обучению, технологическим возможностям
и психическому здоровью. Независимо от возраста и педагогического опыта, преподаватели
настроены на профессиональное развитие, стремясь быть лучшими педагогами. Они хотят
овладеть новыми знаниями и навыками, соответствующими реальным потребностям их уче-
ников мира в целом.