Кризисная ситуация, а именно пандемия, сопровождающаяся закрытием образовательного пространства, стимулировала интеграцию виртуальной среды и цифровых технологий в образовательное пространство и поставила перед руководством новые задачи. Мы исследовали опыт сотрудников образовательного пространства (школы с адаптированными программами, начальные и средние школы) в период пандемии. Было обнаружено, что сотрудники испытали негативный опыт, связанный с выполнением требований к виртуальной рабочей среде. Работникам пришлось обращаться за помощью. Кроме того, у них были проблемы с эффективностью, мотивацией и удовлетворенностью удаленной работой. Нас интересовали следующие вопросы: реакция руководителей школ на изменившиеся условия работы, роль руководства в процессе адаптации сотрудников, использование коучинга как инструмента развития при работе в виртуальной среде. Инструмент развития – это вспомогательное средство повышения эффективности труда. Исследование подтвердило, что рабочий процесс зависит от уровня полезности коучинга, от положительной реакции сотрудников на использование цифровых технологий, от поддержки руководителей в этом вопросе. Подготовленные таким образом сотрудники более позитивно реагировали на новые условия работы, которые требовали перехода в режим онлайн. Позитивная реакция наблюдалась и там, где поддержка со стороны руководителя была более регулярной, где сотрудники выразили мнение о большей полезности коучинга в процессе работы. Мы обнаружили, что реакция сотрудников на онлайн-технологии была достаточно позитивной, их отношение к виртуальному рабочему процессу было положительным, они были открыты к использованию онлайн-технологий, если работодатель оказывал им поддержку. Это делает более эффективным рабочий процесс, ориентирует его на развитие.
Ключевые слова : пандемия
Школа в период самоизоляции: что мешает и что помогает подросткам учиться?
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте адаптации к смене формата обучения. Тематический анализ ряда полуструктурированных интервью с подростками 13 – 17 лет из Москвы, Рязани, Томска, Московской и Свердловской областей позволяет охарактеризовать пять наиболее значительных факторов, затрудняющих или облегчающих адаптацию школьников к переходу на дистанционное обучение. Сюда входят: школа и отношения с учителями; дополнительное образования и хобби; отношения со сверстниками; семейный контекст; индивидуально-личностные характеристики школьников. Пилотажный характер данного исследования и небольшая выборка ограничивают возможности экстраполяции выводов на все группы российских школьников, однако позволяют продемонстрировать комплексный характер трудностей, с которыми сталкиваются подростки, и продемонстрировать широкий диапазон ресурсов для их преодоления. С опорой на результаты разработаны рекомендации, которые могут быть использованы руководством образовательных организаций, педагогами и родителями для снижения стресса школьников и облегчения их адаптации к дистанционным форматам.
Личностно-профессиональные особенности руководителей социальной сферы с различным отношением к пандемии и её последствиям
В статье представлены результаты изучения отношения руководителей к пандемии
COVID-19, приводится обзор мнений о её последствиях и о возможном влиянии на даль-
нейшее социально-экономическое развитие страны. Актуальность исследования обуслов-
лена необходимостью изучения и оценки эффективности управленческих стилей в ситу-
ации неопределённости и кризиса. Настоящий анализ важен для научно обоснованного
методического внедрения новых подходов и принципов подбора, расстановки и профес-
сионального развития кадров государственной гражданской службы в ответ на возможные
вызовы. Исследование проводилось с участием 661 руководителя, в том числе 383 предста-
вителей социальной сферы. Анализ результатов, который осуществлялся с применением
опросника оценки управленческого потенциала (ОУП, версия 5.0, Sinyagin, 2018) и спе-
циально разработанной анкеты, позволил провести дифференциацию участников опроса
по двум основаниям: отношение к пандемии либо как к мобилизующему вызову, либо как
к серьёзной, не всегда преодолимой трудности в реальной управленческой деятельности.
Доказательно показано, что установки руководителей по поводу перспектив развития стра-
ны по окончании пандемии, условно обозначенные как «оптимизм – пессимизм», влияют
на стратегии управления и ведут к качественно разным результатам деятельности. Выяв-
лено, что готовность к обучению и социальная мобильность выступают ключевой харак-
теристикой, связанной с оптимистичностью восприятия будущего; интернальность, сила
личности, выраженность стратегической жизненной идеи и управленческий опыт в наи-
большей степени связаны с повышением активности в преодолении сложившейся ситуа-
ции. Важный вывод заключается в том, что формирование и развитие именно этих качеств
выступает одной из задач личностно-профессионального развития руководителей в совре-
менном мире неопределённостей.
Пилотное исследование по развитию медико-санитарных и психологических компетенций студентов в условиях эпидемии/пандемии
По данным Всемирной организации здравоохранения, шесть из десяти глобальных проблем
со здоровьем связаны с инфекционными заболеваниями (WHO, 2019), поэтому риск оказать-
ся в условиях пандемии очень велик. Национальные системы здравоохранения определили
пути решения этой проблемы, и профилактика среди них играет ключевую роль (Bloom &
Cadarette, 2019). Профилактика является эффективным и наименее затратным средством, не-
зависимо от того, является ли это специфической профилактикой (вакцинацией) или неспе-
цифическими профилактическими мерами (Bloom & Cadarette, 2019). Крайне важно, чтобы
в педагогическом образовании были предусмотрены возможности для профилактики наибо-
лее распространенных инфекционных заболеваний, а также популяризация базовых знаний
о них. Сюда входят модели поведения, которые необходимо вырабатывать у детей дошколь-
ного и младшего школьного возраста в рамках образовательного процесса. Дети успешно
приобретают полезные привычки и модели поведения посредством наблюдения (Bandura,
1977; Greer, Singer-Dudek, & Gautreaux, 2006). Поэтому важно, чтобы учителя дошкольных
и начальных образовательных учреждений обладали необходимыми знаниями, навыками
и опытом по психологической защите детей в условиях эпидемиологических рисков. Вне-
дрение комплексной педагогики (Hill et al., 2020) способно смягчить воздействие эпидемии/
пандемии на детей. В кризисной ситуации решать текущие проблемы нередко помогают не-
запланированные мероприятия, и это открывает инновационные подходы к образованию
учителей (Mutton, 2020).
Цель исследования – оценить медико-санитарные и психологические компетенции будущих
учителей, способствовать развитию их навыков с помощью семинаров, направленных на ос-
воение детьми моделей поведения, необходимых для сохранения их здоровья и социально-
эмоционального благополучия.
Помимо теоретической части и обзора литературы, исследование включало разработку спе-
циального опросника: анкета содержала 18 вопросов, выявляющих уровень знаний участни-
ков (3 вопроса) и их отношение к проблеме (15 пунктов для самооценки упомянутых ком-
петенций, по типу шкалы Лайкерта). Опрос носил анонимный характер и был разработан
в бумажной форме. Анкета использовалась в качестве первоначального теста и на этапе по-
вторного тестирования (после семинара).
В семинаре приняли участие 32 студента. Они получили более глубокое представление о на-
иболее распространенных инфекционных заболеваниях, их патогенезе, механизме распро-
странения эпидемии/пандемии и способах профилактики. Анализ показал, что студенты
повысили уровень своих психологических компетенций, в том числе готовность противо-
стоять вызовам, связанным с эпидемиологическими угрозами. В форме рассказов, фильмов,
плакатов и сообщений студентам были представлено, как в их повседневной образователь-
ной практике можно поощрять детей к поведению, сохраняющему здоровье, как во время
эпидемий сохранять психическое здоровье. Повторное тестирование показало, что уровень
знаний вырос на 32,09% (р=0,00000), в то время как положительное мнение о компетенциях
увеличилось на 14,84% (р=0,00001). Кроме того, в ходе сравнительного анализа санитарного
просвещения и психологических установок было установлено, что знания значительно улуч-
шились по сравнению с отношением (р=0,0064).
Принимая во внимание результаты настоящего исследования, серьезность и глобальный ха-
рактер медицинских проблем, значение и роль санитарного просвещения в педагогическом
образовании возрастает. Аналогичные мероприятия или разработка новых учебных про-
грамм могут значительно повысить компетентность учителей в этом вопросе.