Вопрос компетентности широко обсуждается в образовании. Дискуссия становится ожесточенной, если понятие «компетентность» сводится лишь к подготовке к профессиональной деятельности. Такое узкое толкование, как правило, подвергается критике профессионального сообщества. Необходимость решения постоянно возникающих проблем требует от специалиста широкого круга компетенций. Компетентность современного педагога – это крайне важная проблема, поскольку компетентность преподавателя играет ключевую роль в формировании компетенций обучающихся, что является приоритетной задачей школы. Актуальность компетентностного подхода определяется также тем, что основополагающую роль в современном образовании играют гуманистические ценности. В связи с этим цель настоящей статьи – анализ того, как компетентность педагога влияет на развитие компетенций обучающихся. Для достижения поставленной цели было проведено библиографическое исследование. Результаты показали, что следует разорвать связь понятия «компетентность» с миром бизнеса, свести к минимуму зависимость образования от коммерческих интересов. По мнению авторов, необходимо более ясное определение компетентности, которое будет способствовать развитию исследований в этой области.
Ключевые слова : отношение
Отношение словенских учителей к геймификации
Исследований, изучающих отношение учителей к геймификации, проводится мало, хотя дан-
ный аспект играет важную роль в реализации новых педагогических подходов. Цель настоя-
щего исследования – узнать, знакомы ли словенские педагоги с геймификацией, есть ли у них
опыт ее использования и каково их отношение к этому приему. Перед авторами также стояла
задача создать инструмент для изучения аффективных, поведенческих и когнитивных ком-
понентов отношения учителей к геймификации. В опросе приняли участие 103 словенских
педагога. Результаты показали, что учителя плохо разбираются в геймификации и с трудом
отличают её от игрового обучения, при этом более 60 % респондентов хоть раз задействовали
принципы геймификации в работе. Отношение учителей к геймификации в целом положи-
тельное: они готовы применять эту технологию для разнообразия учебного контента и повы-
шения мотивации учеников. Но у преподавателей есть опасение, что приемы геймификации
трудно реализовать и это создает дополнительную нагрузку на них. Результаты исследования
выявили: словенские педагоги не знакомы с геймификацией и не обладают необходимыми
компетенциями, но они позитивно относятся к использованию этого инновационного мето-
да для повышения мотивации учащихся.
Изучение отношения учителей и учащихся к домашним заданиям: на основе практики учителей со специализацией в области английского языка и без специализации
Домашние задания выступают каналом связи между студентами и преподавателями, осо-
бенно в контексте EFL, где английский язык практически не изучается вне класса. Благода-
ря изучению отношения к домашней работе учителя могут получить ценную информацию
о том, как планировать домашние задания для улучшения возможностей обучения учащих-
ся. Настоящее исследование было направлено на изучение отношения учителей и учащих-
ся к домашнему заданию. Были выявлены трудности, с которыми сталкиваются студенты
и педагоги. Также были определены характеристики заданий учителей английского языка
по сравнению с заданиями педагогов, для которых английский не являлся областью их спе-
циализации. В исследовании принимали участие 120 человек, изучающих английский язык,
и 81 учителей английского как иностранного (EFL). Данные были собраны в ходе опроса и
последующих полуструктурированных интервью. Анализ результатов анкетирования был
проведен с помощью программного обеспечения SPSS 24. Интервью были записаны, транс-
крибированы, закодированы и сформированы в группы для дальнейшего анализа. Результа-
ты показали, что студенты положительно относятся к домашним заданиям. Исследователи
не выявили никакой существенной разницы между отношением студентов к домашним зада-
ниям, подготовленных преподавателями со специализацией в области преподавания англий-
ского языка (EM) и без соответствующей специализации (NEM). Результаты показали, что
учителя действительно считают, что домашнее задание имеет важное значение для языко-
вого развития учащихся. Так же не было никакой существенной разницы между учителями
EM и NEM в их отношении к домашним заданиям. Авторы выявили причины трудностей,
с которыми сталкиваются учителя и учащиеся при определении/выполнении домашних за-
даний соответственно. Эти причины варьировались от незнания нужного понятия, методов
преподавания, выполнения нелюбимого домашнего задания, невнимательности, непонима-
ния этапов выполнения домашнего задания, копирования домашнего задания или обмана,
отсутствия связанных и значимых заданий, отсутствия помощи со стороны родителей, от-
сутствия словарного запаса и незнания грамматики, до беспокойства и стресса от домашне-
го задания. Полученные результаты показали, что существуют некоторые различия между
учителями EM и NEM с точки зрения объема, отрабатываемой области навыков и степени
индивидуализации в подготовке домашних заданий. В статье предложен ряд рекомендаций
для учителей, разработчиков учебных программ и руководителей институтов.