Профессиональное развитие учителей оказывает влияние на совершенствование всей си-
стемы образования (OECD-TALIS, 2014; Darling-Hammond, 2017), по этой причине основ-
ные международные организации, ОЭСР (2013) и Европейская комиссия (2012), обратились
к странам с просьбой разработать процедуры обратной связи и отчетности для обучения на
месте работы. Под обучением на месте работы понимается «процесс, в ходе которого учите-
ля получают дополнительное образование или обучение с целью усовершенствования своих
знаний и навыков в процессе трудовой деятельности (UNESCO, 2019). Согласно результатам
исследований, для реализации обучения без отрыва от производства необходимо учитывать
множество факторов: тип и качество обучения, школьный климат, навыки учащихся, область
знаний и т. д. (Lipowsky & Rzejak, 2015). После краткого описания систематических обзоров
по этой теме (Filges, 2019; Egert, 2018; Kalinowski et al., 2019) статья представляет результаты
исследования, направленного на изучение терминов и конструктов, используемых в контек-
сте рассматриваемой проблемы: преподаватель, непрерывное профессиональное обучение,
влияние/эффект, программы/обучение. Собранные данные позволили провести сравни-
тельный анализ (Esser & Hanitzsch, 2012), основанный на систематических обзорах (Polanin
et al., 2019) и метаанализе, необходимый для организации дальнейших метааналитических
исследований по теме, особенно с точки зрения устранения неоднозначности терминов и су-
жения области исследования. Хотя повышение квалификации учителей во многих странах
стало обязательным и задумывалось как возможность роста и профессионального развития
для всего школьного сообщества в стратегической и функциональной логике повышения
качества школьной системы (Perla, 2020), министерства образования пока не имеют одноз-
начной модели и общих процедур, способных описать и проанализировать влияние, которое
оказывает обучение (EU-Strategic Partnership, 2020): краткосрочных результат – результаты,
достигнутые немедленно; долгосрочный результат – более существенные преимущества для
вовлеченных учителей (совершенствование методов преподавания учителей, участвующих
в обучении); характер охвата и информационного продвижения – влияние на институцио-
нальный и социальный контекст школы, в которой учителя проходят обучение.
Ключевые слова : обратная связь
Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возрастанием роли систематической и ор-
ганизованной обратной связи между участниками современного образовательного процесса
с его установкой на активное обучение. Несмотря на внимание исследователей к данному
фактору, изучение письменной обратной связи от учащихся, адресатом которой является
преподаватель, а также последующий отклик преподавателя на полученную обратную связь
заслуживает более детального рассмотрения. Цель работы состоит в выявлении степени
сформированности у студентов способности к саморегуляции, рефлексии и оцениванию на
основе изучения форм обратной связи, предоставленных ими после выполнения группово-
го задания на занятиях по иностранному языку. В качестве методологической концепции
была использована модель саморегулируемого обучения Б. Циммермана; для интерпретации
данных применялся качественный анализ предоставленных письменно форм обратной. В
результате проведенного исследования был определен ряд проблемных областей в саморе-
гуляции студентов: непоследовательность оценивания компонентов-составляющих деятель-
ности и тотальной оценки всей деятельности; недостаточная степень организованности при
работе с формами обратной связи; несформированность умения осмыслять учебный опыт и
выделять сильные и слабые стороны как своей деятельности, так и одногруппников, а также
проектировать будущую деятельность. Намечены пути корректировки преподавателем дан-
ных проблем. Полученные результаты подчеркивают значимость «декодирования» препода-
вателем форм обратной связи и позволяют повысить качество образовательного процесса
за счет выстраивания истинно диалогичных отношений между его участниками и развития
метакогнитивных умений студентов.