Проблема формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической
безопасности обусловлена не только новыми технологиями, но и трансформацией уже имеющихся сфер профессиональной деятельности. Российские вузы осуществляют подготовку
экономистов по этой специальности при отсутствии официально утвержденного профессионального стандарта. Это актуализирует проблему поиска методик, позволяющих сформировать профессиональные компетенции на основе трудовых функций сопряженных профессиональных стандартов и требований работодателей. Для ее решения требуется теоретическое
обоснование и разработка алгоритма формирования профессиональных компетенций.
Цель исследования – разработать теоретические положения и практические рекомендации
для реализации компетентностного подхода в обучении специалистов в сфере экономической безопасности путем создания алгоритма формирования профессиональных компетенций в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения тождественных требованиям рынка труда.
Методология и методики исследования основаны на применении следующих общенаучных
и специальных методов: сбор эмпирических данных, сравнение, абстрагирование, конкретизация, аналогия.
Разработаны научно обоснованные рекомендации по методическому обеспечению процесса
формирования профессиональных компетенций специалистов по экономической безопасности в рамках вузовской подготовки в единстве с последовательностью определения индикаторов уровня их достижения.
В процессе исследования была получена конкретная и прозрачная модель формирования
профессиональных компетенций специалиста по экономической безопасности, предоставляющая вузам инструментарий для определения необходимых специалисту знаний, умений
и навыков в сфере профессиональной деятельности, которые могут быть диагностированы
путем использования соответствующих индикаторов.
Ключевые слова : образовательный стандарт
Образовательные стандарты и запросы современности: противоречия или возможности
Целью данной работы является эмпирическое исследование профессиональных компетен-
ций. В соответствии с указанной целью в работе поставлены две основные задачи: оценить за-
просы рынка труда, предъявляемые к специалистам в сфере торговли и маркетинга; выявить,
какие профессиональные компетенции формирует стандарт подготовки ФГОС ВО 3+ и от-
вечает ли он современным требованиям, предъявляемым работодателями. Исследуются две
проблемы: могут ли компетенции, заложенные в образовательный стандарт, сформировать
необходимые навыки, которые предъявляются к данной профессии на современном рынке
труда; формируют ли профессиональные компетенции необходимые личностные качества,
которые будут востребованы работодателями. Анализ показывает, что образовательный
стандарт ФГОС ВО 3+ довольно слабо адаптирован к современным требованиям рынка тру-
да, а профессиональные компетенции, заложенные в нем, формируют, как правило, специ-
алиста, готового заниматься собственной предпринимательской деятельностью, в то время
как подготовка подобных кадров осуществляется за счет государственного бюджета, а зна-
чит, подразумевает необходимость работы в крупных организациях и обладание более ши-
роким набором навыков, включающих способности к экспертной и аналитической работе,
системному мышлению и т.д. Увеличение числа инноваций в высокотехнологичные отрасли
по мере продвижения России к цифровой экономике будет увеличивать спрос на маркето-
логов, владеющих дизайном, проектированием, визуализацией и навыками работы с BigData.
Именно эти навыки и должны быть интегрированы в новый ФГОС ВО 3++ для подготовки
специалиста, соответствующего требованиям ХХI века.
Требования профессиональных стандартов как основа профессионального развития студентов
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время в системе
высшего образования в Российской Федерации осуществляется поиск оптимальных решений
по адаптации структуры и содержания высшего образования к требованиям профессиональ-
ных стандартов. Минобрнауки России уже начал утверждать новые, адаптированные к про-
фессиональным стандартам, ФГОС ВО, которые вступают в силу в конце 2017 года. В связи
с этим в образовательных организациях высшего образования предстоит большая работа,
направленная на организационное, дидактическое и методическое обеспечение перехода об-
разовательного процесса на новые ФГОС ВО. Целью настоящей статьи является обоснование
и описание модели создания пространства профессионального развития обучающихся, на-
правленного на формирование у них профессиональных компетенций в области физической
культуры и спорта. В качестве ведущего метода исследования применено моделирование,
позволяющее рассмотреть профессиональное развитие будущего выпускника в рамках спе-
циально спроектированной дидактической системы компетентностного формата. В статье
показано, что пространство профессионального развития образовывается в дидактических
системах метрического компетентностного формата между областями развития знаний и
способностей, синхронизированными с требованиями соответствующих профессиональных
стандартов.
Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью модернизации высшего педагогического образования. С какой скоростью накапливаются знания в науке, почти с такой же скоростью меняются и требования к содержанию школьного образования, а дальше и требования к содержанию высшего педагогического образования. Подготовка учителя, который необходим для школы XXI века, является важной задачей на сегодняшний день. В рамках САЕ перед авторами статьи стояла задача: разработать в КФУ Образовательный стандарт по направлению подготовки – педагогическое образование. В статье описана работа над проектом Образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) в КФУ. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились следующие методы: теоретический анализ, моделирование, метод анкетирования и т.д. В КФУ возникла почва для распределенной модели подготовки учителя физики и даже ее усовершенствованию тогда, когда в каждом институте открылось педагогическое отделение. В статье приведен анализ литературы по данной проблеме, представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов Института физики, обучающихся по непедагогическому направлению подготовки, последовательное формулирование Образовательного стандарта, приложения к Образовательному стандарту, образовательные траектории, одну из которых может выбрать студент, варианты учебных программ, концептуальные основы методической подготовки. Представленные в статье материалы позволяют проследить логику и последовательность работы авторов над Образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет).