Внутренне мотивированные учащиеся в большей степени сохраняют интерес к образованию, более настойчивы в обучении и добиваются в нем больших успехов. Согласно теории самодетерминации, для внутренней мотивации более всего необходимо удовлетворение базовых психологических потребностей человека в автономии, компетентности и связанности с другими людьми. Цель данного исследования – выявление специфики обеспечения базовых психологических потребностей субъектов на высшей ступени образования. Для сбора данных использовалась шкала «Поддержка психологических потребностей», которая оценивает удовлетворенность базовых психологических потребностей в контексте различных отношений. Респондентами выступили 463 аспиранта по шести направлениям образования (физика, науки о Земле, биология, химия, математика, информационные технологии). Выявлены различия в степени удовлетворенности и в особенностях поддержки базовых психологических потребностей в разных системах отношений. В целом автономия оказалась наиболее удовлетворенной потребностью, а связанность с другими людьми – наименее удовлетворенной. В системе близких отношений (друзья и мать) все три базовые психологические потребности поддерживаются в большей степени, чем во всех системах отношений в вузе. Сравнение различных систем отношений в вузе между собой показало, что потребность в связанности с другими людьми больше всего поддерживают коллеги и научный руководитель, потребность в компетентности – коллеги, менее всего потребность в компетентности поддерживает руководитель, а потребность в связанности с другими людьми менее всего поддерживается в контексте групповых занятий. Выявленные закономерности стабильны во времени. Различия в удовлетворении потребностей в зависимости от области образования не обнаружились за одним исключением: аспиранты, специализирующиеся в области физики, сообщали о более высоком уровне поддержки потребностей в компетентности и связанности с другими людьми. Результаты дают ориентиры для поддержки внутренней мотивации у субъектов на высших ступенях образования.
Ключевые слова : образование
Уровни эмоционального интеллекта у индийских студентов технологического института
Установлено, что эмоциональный интеллект (ЭИ) является важной компетенцией, помогающей людям общаться друг с другом. Человек, обладающий эмоциональным интеллектом в сочетании с высоким IQ, лучше справляется с рабочими задачами. Студенты должны развивать как ЭИ, так и IQ. По этой причине было проведено исследование для определения
уровня эмоционального интеллекта у студентов технологического института в Дханбаде,
Индия. Работа проходила в два этапа: на первом этапе оценивался уровень ЭИ участников
исследования, на втором – проводился сравнительный анализ уровней ЭИ и демографических факторов. Для отбора участников была использована целенаправленная выборка.
Участниками исследования стали 200 студентов различных инженерных специальностей.
Результаты исследования показали, что студенты технологического института в Дханбаде обладают эмоциональным интеллектом. При анализе демографических факторов было
установлено, что пол и возраст не влияют на ЭИ, но имеется статистически значимая связь
между уровнем ЭИ и опытом работы, а также доходом семьи. Если участники исследования
будут развивать ЭИ, то смогут добиться высоких результатов в работе и учебе, будут более
успешны в жизни.
Развитие креативности с помощью гимнастики мозга с точки зрения метода Pro.Seso Creativo 3.0
Цель исследования – продемонстрировать эффекты гимнастики мозга как стратегии разви-
тия креативности у студентов с помощью метода Pro.Seso Creativo 3.0. Дизайн настоящего ис-
следования квазиэкспериментальный. Объем выборки составил 120 человек. Результаты ис-
следования показали, что гимнастика мозга положительно влияет на развитие креативности
у студентов Университета наук и искусств Латинской Америки (UCAL) в учебном периоде
II-2020. Гипотеза исследования была подтверждена, а нулевая гипотеза отвергнута, посколь-
ку при расчете t-критерия Стьюдента значение P было равно 0,000, что меньше установлен-
ного уровня значимости (α = 0,05). Гимнастика мозга становится очень актуальным аспектом,
поскольку она позволяет развивать и усиливать творческий процесс людей, а именно через
творчество можно создавать идеи или концепции, вырабатывать альтернативные решения
возникающих трудностей.
Филиппинские программы повышения квалификации учителей в условиях новой реальности
Пандемия COVID-19 создала различные проблемы, особенно в секторе образования, где «но-
вая реальность» связана с онлайн-взаимодействием и дистанционным обучением. Личное
взаимодействие и контакты ограничены из-за принятых мер по социальному дистанциро-
ванию. Программы повышения квалификации позволяют учителям совершенствовать свои
компетенции в освоении лучших практик и эффективных стратегий обучения. Результаты
настоящего исследования показали, что для учителей повышение квалификации – это воз-
можность обучения на протяжении всей жизни, путь к профессиональному росту. Програм-
мы повышения квалификации до COVID-19 предусматривали мероприятия по следующим
темам: педагогика и технологии, приёмы активизации обучения, последипломное образова-
ние, лидерство и менеджмент, исследование в действии. Во время пандемии учителям были
предложены вебинары и тренинги по онлайн-обучению, технологическим возможностям
и психическому здоровью. Независимо от возраста и педагогического опыта, преподаватели
настроены на профессиональное развитие, стремясь быть лучшими педагогами. Они хотят
овладеть новыми знаниями и навыками, соответствующими реальным потребностям их уче-
ников мира в целом.
Обоснование признаков образовательной парадигмы ближайшего будущего. Культурологический контекст
В статье обосновывается идея исчерпания продуктивного ресурса существующей парадигмы
образования, проводится анализ закономерной динамики парадигм образования и обосно-
вывается облик образования ближайшего будущего. Исследование содержит определение
закономерностей исторической смены образовательных парадигм и анализ актуального со-
стояния развития образования, осмысление основных тенденций в образовании и критику
его существующей парадигмы, выявление объективных преград на пути повышения качества
образования и поиск подходов к их преодолению, а также конструирование предположений
по признакам новой парадигмы образования.
В результате определена формула и ряд отличительных признаков образовательной парадиг-
мы ближайшего будущего. В центр доказательства положены идеи о трансформации целей
образования и инварианта его функции. Статья адресована разработчикам образовательных
систем, сред и программ для студентов вузов и дополнительного профессионального обра-
зования, субъектам самообразования. Развернутые в ней положения позволят преодолеть
редукционный подход к образованию, не ориентированному на опережающее овладение бу-
дущим, в котором стремительно устаревают образовательные стандарты.
Роль уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий воспитания детей
Уровень образования родителей существенным образом отражается на результатах пси-
хического развития детей и является значимым предиктором формирования взглядов
и представлений о воспитании, которыми они руководствуются во взаимодействии с деть-
ми. Однако исследований, которые были бы направлены на изучение роли уровня образо-
вания российских родителей в формировании их взглядов на вопросы воспитания детей,
практически нет. По этой причине в настоящей работе была поставлена цель изучить роль
уровня образования российских родителей в формировании интуитивных теорий вос-
питания с учетом возраста и пола ребенка и регионов, где проживают семьи. Интуитив-
ные теории воспитания российских родителей изучались с помощью пунктов опросника
Early Parental Attitudes Questionnaire (EPAQ). Выборку составили 995 родителей детей от
1 до 7 лет, проживающих в г. Москве, Республике Саха (Якутия) и Республике Северная
Осетия. Выявлены два профиля во взглядах родителей на воспитание детей в зависимости
от уровня образования. Определены различия и сходства в представлениях о воспитании
детей с точки зрения географии проживания семей при контроле уровня образования ро-
дителей. Результаты исследования освещают вопросы современного родительства в трех
регионах страны и могут быть полезны для понимания профиля современного родителя,
а также для разработки просветительских программ, направленных на саморазвитие и по-
вышение компетентности российских родителей.
Непредубежденность в терминологической системе современной философии образования: интерпретации и проблемы
В статье рассматриваются основные аспекты дискуссии о понятии непредубежденности (openmindedness)
в современной англоязычной философии образования. Подчеркивается актуаль-
ность темы для отечественной педагогики, находящейся сегодня в ситуации сложного диалога
с мировыми традициями осмысления образовательного процесса. Непредубежденность пред-
ставлена в статье в качестве элемента обширной терминологической системы. Показано, что
необходимость прояснения смысла понятия связана с его ролью в определении критериев раз-
граничения образования и индоктринации. В статье представлены наиболее значимые опре-
деления непредубежденности. Указывается, что внешняя очевидность понятия контрастирует
с трудностью нахождения его непротиворечивой дефиниции. Выявлено, что ключевой осо-
бенностью состоявшегося опыта интерпретации непредубежденности является расширение
требований, предъявляемых к субъекту образования. В статье суммированы основные воз-
ражения, выдвигавшиеся по отношению к различным аспектам теоретического осмысления
понятия. Автор считает закономерным отказ от попыток реализовать в практике обучения
идеал абсолютной рациональной непредубежденности. В целом, дискурс о непредубежденно-
сти демонстрирует невозможность уклониться от обсуждения формирования субъекта при
любой попытке определения смысла образования. Перспективы исследования автор видит
в переосмыслении роли рациональности в процессе образования человека и мира.
Философские идеи постмодернизма и их влияние на систему образования в России и США
Актуальность исследования влияния философских идей постмодернизма на системы обра-
зования России и США обусловлена требованиями времени к современной образовательной
системе, такими как гибкость, пластичность, непрерывность, устойчивость к кризисам и рис-
кам. В данной статье выявляются основные черты современной социокультурной ситуации,
которая диктует запросы к образовательной системе, определяются те стратегии и направле-
ния в образовании, которые базируются на идеях постмодернизма и позволяют образованию
соответствовать времени. Ведущими методами исследования стали концептуальный анализ,
позволяющий выявить влияние постмодернистских идей на системы образования России и
США, и сравнительно-сопоставительный метод, дающий возможность сравнить выявленные
стратегии и тенденции. В статье определены основные постмодернистские тенденции и пока-
зана их экспликация в современных системах образования России и США. Представленные
в статье материалы могут служить основой для дальнейших исследований в области срав-
нительной педагогики и философии образования, изучающих влияние постмодернистских
идей на образование в соответствии с «духом времени».
Взаимосвязь внутренней и внешней мотивации деятельности аспирантов университета с толерантностью личности к неопределенности
Изменчивость, разнообразие и высокая скорость эволюции современного мира порождают
неопределенность. Эта неопределенность является следствием свободы выбора и множества
альтернатив, с которыми сталкивается человек. В исследовательской деятельности неопре-
деленность является ее постоянным условием и даже предметом. Целью этого исследования
стало выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности с типом (внутренняя или
внешняя) мотивации в различных видах академической деятельности в аспирантуре. У ас-
пирантов (N = 227) естественно-научных специальностей Казанского университета (Россия)
был определен уровень толерантности к неопределенности (высокий и низкий). Результаты
выявили прямую связь толерантности к неопределенности с внешней мотивацией и обрат-
ную связь с внутренней мотивацией деятельности аспирантов в университете. Это значит,
что при низком уровне толерантности к неопределенности аспиранты имеют более высокий
уровень внутренней мотивации научной деятельности, то есть избегание неопределенности
служит источником её внутренней мотивации. При высокой толерантности к неопределен-
ности аспирантам требуется больше внешних стимулов (вознаграждений, ограничений) для
мотивации исследовательской деятельности. Однако в группе с высоким уровнем толерант-
ности к неопределенности направление связей меняется: связь внутренней мотивации с то-
лерантностью к неопределенности становится прямой. Результаты могут быть использованы
в практике организации высшего образования.
Являются ли медресе и общеобразовательные школы взаимоисключающими? Влияние образовательных учреждений на идентичность британских мусульман
В настоящей статье представлены результаты изучения взаимоотношений между мусуль-
манскими школьниками и учителями: с одной стороны, с учителями медресе (учреждений
дополнительного образования), а с другой – с учителями общеобразовательных школ. Иссле-
дование актуально в контексте пристального внимания британского общества к образова-
тельным организациям, в которых учатся школьники-мусульмане, и практики нормативного
регулирования их деятельности со стороны правительства.
Авторы рассматривают методику преподавания, принятую в двух школах, и ее влияние на
развитие учащихся. Британские мусульмане поднимают проблему сохранения их идентич-
ности. Существует общественная позиция, которая диктует разнообразие в культурной,
религиозной и образовательной сферах. Однако это мнение вызывает противоречивую по-
лемику, в центре которой – мусульманская молодежь, ведущая достаточно изолированную
жизнь.
Исследование проводилось в центральной части города. В работе приняли участие 22 под-
ростка, разделенных на две группы: нынешние и бывшие ученики медресе в возрасте от 11 до
19 лет. Феноменологический анализ данных показал, что за последние десять лет отношение
школьников-мусульман к их учителям в медресе и общеобразовательной школе изменилось:
у бывших учеников медресе были более тесные отношения с педагогами основной школы.
Этот факт объясняется тем, что преподаватели медресе раньше требовали в основном меха-
нического запоминания, а студенты отмечали их чрезмерную строгость и отсутствие взаимо-
действия на занятиях. Нынешние ученики, напротив, считают, что учителя медресе «веселые
и добрые», они «развивают личность учеников», рассматривая их как ценный капитал, высту-
пают воспитателями нравственности, формируя качества хорошего человека.
Авторы настоящего эмпирического исследования проанализировали мнения британских
школьников-мусульман об их иностранных учителях и имамах, получивших образование в
Великобритании, о связи ислама с жизнью в этой стране, о деятельности онлайн-наставни-
ков, прошедших педагогическую подготовку внутри страны. В результате было определено,
что общеобразовательная школа и медресе не должны исключать друг друга: их взаимодейс-
твие в сфере подготовки учителей и разработки учебных планов поможет мусульманской мо-
лодежи в плюралистической Великобритании. Данная работа предоставляет молодым бри-
танским мусульманам платформу, на которой они могут делиться опытом и давать полезные
рекомендации руководителям и учителям как медресе, так и общеобразовательных школ.
Саморазвитие в старости против вызовов информационного общества: Польско-болгарско-португальская перспектива
Данная статья приводит результаты исследования по диагностированию уровня интереса
пожилых людей в освоении цифровых навыков, а также представляет попытки установить,
есть ли у них желание развиваться в этом направлении, как они определяют себя в информа-
ционном обществе. Сравнительное исследование было проведено в 2017-2019 годах как часть
международного проекта Erasmus+ Adult Education «Silver Civic Education» (2017-1-PL01-
KA204-038695). Были вовлечены пожилые люди из трех стран-партнеров: Польша, Португа-
лия, Болгария. В результате, были исследованы как общие ожидания пожилых людей, так и
специфические сложности в каждой стране. Пожилые люди – это достаточно неоднородная
группа. Им нужно дополнительное обучение, особенно в сфере новых технологий. Такая
поддержка может помочь развить их любознательность, стремление к самосовершенствованию,
и как результат, улучшить качество их жизни.
Распределенная модель подготовки учителя в Казанском федеральном университете
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена необходимостью модернизации высшего педагогического образования. С какой скоростью накапливаются знания в науке, почти с такой же скоростью меняются и требования к содержанию школьного образования, а дальше и требования к содержанию высшего педагогического образования. Подготовка учителя, который необходим для школы XXI века, является важной задачей на сегодняшний день. В рамках САЕ перед авторами статьи стояла задача: разработать в КФУ Образовательный стандарт по направлению подготовки – педагогическое образование. В статье описана работа над проектом Образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет) в КФУ. Ведущими методами в исследовании данной проблемы явились следующие методы: теоретический анализ, моделирование, метод анкетирования и т.д. В КФУ возникла почва для распределенной модели подготовки учителя физики и даже ее усовершенствованию тогда, когда в каждом институте открылось педагогическое отделение. В статье приведен анализ литературы по данной проблеме, представлены результаты проведенного анкетирования среди студентов Института физики, обучающихся по непедагогическому направлению подготовки, последовательное формулирование Образовательного стандарта, приложения к Образовательному стандарту, образовательные траектории, одну из которых может выбрать студент, варианты учебных программ, концептуальные основы методической подготовки. Представленные в статье материалы позволяют проследить логику и последовательность работы авторов над Образовательным стандартом по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль: учитель (учебный предмет).