В последние годы в Казахстане принимаются системные меры по повышению статуса педагога и привлекательности педагогической профессии, созданию условий к выбору профессии
педагога выпускниками школ, удержанию начинающих педагогов в ней. Однако предпринимаемые действия не решают проблему омоложения педагогического коллектива в школах
Казахстана. В связи с этим данная статья направлена на решение такой проблемы, как создание условий «мягкого» вхождения начинающих педагогов в профессиональную деятельность. Для решения указанной проблемы предлагаются и обосновываются потенциальные
возможности неформального обучения.
Цель исследования: на основе анализа трудностей начинающего педагога разработать модель
«мягкого» вхождения в профессиональную деятельность. Ведущими методами к исследованию данной проблемы явились: изучение нормативных правовых актов в сфере образования,
анализ научно-теоретических источников, анкетирование, интервьюирование, педагогическое моделирование, позволяющие обосновать преимущества неформального образования
в совершенствовании профессиональных компетенций начинающего педагога и, как следствие, его «мягкого» вхождения в профессиональную деятельность.
Значимость результатов исследования заключается в изменении вектора выбора форм по
совершенствованию профессиональных компетенций, которые сосредоточены на месте осуществления профессиональной деятельности – по принципу «здесь и сейчас», создание условий для творческого самовыражения и самореализации как фактора успешного вхождения
в новые условия деятельности. Эмпирические данные позволили выявить трудности, с которыми встречается начинающий педагог в профессиональной деятельности, их причины
и предложить пути их разрешения. По результатам исследования были обоснованы дополнительные возможности, потенциал, ресурсы неформального образования в «мягком» вхождении в профессиональную деятельность начинающего педагога.
Ключевые слова : наставничество
Педагогическая подготовка в Австрии: роль наставничества в процессе профессиональной адаптации
Сегодня программы педагогического образования подвергаются реструктуризации по всей
Европе. Данный процесс подразумевает как качественное, так и количественное изменение
круга исследований. В практико-ориентированных школах Австрии процесс педагогической
подготовки подразумевает, помимо получения опыта, еще и профессиональную адаптацию
(вхождение в профессию), которая осуществляется после окончания основного обучения в
сопровождении наставника. Наставничество на этапе профессиональной адаптации подра-
зумевает оказание разносторонней поддержки, открывает много возможностей, но вместе с
тем требует хорошо продуманной реализации. Данная статья освещает теоретические подхо-
ды к проблеме наставничества и возможные трудности в ее решении.