Несмотря на открывающиеся для молодых специалистов возможности в образовании взрослых (ОВ), не все используют эти возможности в равной мере. Цель статьи – проанализировать, как настойчивость, а также образовательный статус индивида и родителей связаны с его участием в неформальном и информальном ОВ. В работе проверяется, способствует ли настойчивость участию молодежи, уже имеющей образовательные преимущества, в образовании взрослых. Исследование стремится внести вклад в дискуссию о воспроизводстве социальной структуры через накопление человеческого капитала. Исследование реализовано на данных лонгитюдного исследования Траектории в образовании и профессии (ТРОП) с использованием регрессионного анализа. Подтверждены гипотезы о том, что настойчивость (GRIT), которую измеряли в 14 лет, положительно связана с решением респондента обучаться и получать образование, связанное с работой, а также о том, что наличие у матери респондента высшего образования способствует участию респондента в ОВ, не связанном с трудовой деятельностью. Частично подтвердилось предположение о роли настойчивости в процессах накопления образовательных преимуществ: высокий уровень настойчивости усиливает положительный эффект от наличия у матери высшего образования в случае участия респондента в информальном образовании, связанном с работой. Полученные результаты можно использовать при разработке мероприятий, цель которых — вовлечение молодёжи в процесс непрерывного образования.
Ключевые слова : молодежь
Стили и методы семейного воспитания и готовность молодежи к агрессии
Проблема изучения склонности к агрессивному реагированию (готовность к агрессии) ак-
туальна на современном этапе, поскольку является причиной катастроф и преступлений.
Ученые пытаются выделить факторы, способствующие агрессивному поведению молодежи.
Однако мы практически не встречали отечественных работ, в которых бы комплексно из-
учалось влияние родительского воспитания (его стилей и методов) на готовность молодежи
к агрессии. Цель исследования заключается в изучении взаимосвязи семейного воспитания
и агрессивного поведения молодежи.
В эксперименте приняли участия отобранные случайным образом 237 человек в возрасте
18-24 лет. Из них 110 девушек и 127 юношей. Все респонденты были из полных семей. Опрос
производился с помощью следующих методик: «Опросник готовности к межличностной аг-
рессии», «Ретроспективный опросник методов воспитания детей», «Ретроспективный опрос-
ник стилей воспитания детей».
В ходе исследования было выявлено, какие формы готовности к агрессии выражены у рос-
сийских молодых людей, в том числе в связи с их гендерными особенностями. Было уста-
новлено, что девушкам присуща эмоционально-импульсивная готовность, а юношам при-
вычно-познавательная готовность. Мамы воспринимаются молодыми людьми как более
демократичные. Отцы же, по мнению их детей, чаще применяли авторитарный и либераль-
но-пренебрежительный стили воспитания. Результаты исследования показали, что матери
чаще всего применяли положительные и карательные методы воспитания. Отцы с высшим
образованием использовали положительные методы воспитания. Полученные результаты
будут интересны специалистам, работающим с семьями.