Задачи нравственного воспитания, конкретизация требований к обучающимся, перечень
этических качеств, необходимых для у выпускников педагогических вузов, вызывают необ-
ходимость разработки диагностических мер, включающих критерии этической воспитаннос-
ти, а также педагогические приёмы измерения нравственно-этических качеств испытуемых.
Многомерность социальных процессов в глобальных масштабах, сложность и значимость
духовно-нравственных основ и факторов воспитания молодёжи оказывают влияние на изме-
нение в выборе критериев диагностики нравственности, которые обогащаются свойствами
индивидуально-психологического, социального, эмоционального, ценностно-ориентиро-
вочного плана.
В статье раскрываются шаги по определению и выполнению этапов разработки и внедрения
искомой диагностики: анализ имеющихся в педагогической науке точек зрения с целью их
обобщения, систематизации и выбор наиболее валидных критериев нравственной воспитан-
ности студентов; разработка критериев нравственной воспитанности студентов, включаю-
щая нравственные и социальные компоненты. апробация и корректировка диагностики в
направлении детализации и индивидуализации критериев замера конкретных качеств; пред-
ставление результатов итогового контроля, доказывающего эффективность усовершенство-
ванной технологии.
Ключевые слова : методы
Использование традиций физического развития казахского народа в патриотическом воспитании будущих учителей
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в последние десятилетия все
больше усиливается значимость традиционных социокультурных коммуникаций. Объектив-
ной потребностью становится необходимость переосмысления социокультурной действи-
тельности; перехода к качественно новому уровню отношений между народами, политичес-
кими и общественными объединениями, между людьми и, как следствие, переосмысления
проблем патриотического воспитания молодёжи. Но патриотическое воспитание немысли-
мо без усвоения исторических народных традиций. Обращение к сложившимся в течение
веков традициям целого народа, в данном случае казахского, создает мощную духовно-пат-
риотическую основу, ибо это есть прикосновение к творчеству собственного народа, частью
которого каждый человек себя ощущает. Цель данного исследования состоит в разработке
методов и организационных форм использования традиций физического развития человека
в казахской народной педагогике в патриотическом воспитании будущих учителей. Методо-
логическими подходами к исследованию проблемы являются этнопедагогический, деятель-
ностный, а также подход практической направленности. В статье представлены результаты
изучения сущности и содержания патриотизма, методологические основы его воспитания
у современной молодёжи; раскрыты патриотическое содержание традиций физического
развития в казахской народной педагогике и их потенциал в патриотическом воспитании
студенческой молодёжи; выявлены и обоснованы методы и формы использования традиций
физического развития в казахской народной педагогике как средства патриотического вос-
питания будущих учителей в процессе их учебной и внеаудиторной деятельности. Получен-
ные результаты исследования позволяют осуществлять патриотическое воспитание личнос-
ти будущего педагога не изолированно, а в рамках целостного образовательного процесса
вуза. Для этого разрабатывается комплекс дидактических методов и организационных форм,
реализующих, одновременно с профессиональным развитием студента, педагогический по-
тенциал традиций физического развития человека казахского народа, ориентированных на
формирование патриотических чувств и переживаний молодого человека.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа на факультативных занятиях является одной их важнейших форм организации учебной деятельности студентов и направлена на развитие их творческого потенциала, развитие знаний, умений и навыков в области конкретных дисциплин, на развитие их личностных качеств, познавательных процессов, познавательных способ-ностей, черт характера. Основными видами самостоятельной работы на факультативных занятиях являются аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа, которые, в свою очередь, могут быть фронтальными, индивидуальными, груп-повыми, коллективными, а также репродуктивными, научно-исследовательскими и творческими. Большое значение в ходе выполнения студентами самостоятельных работ уделяется самоконтролю студентов и контролю со стороны препо-давателя. Самостоятельная работа требует усилий, большой затраты и времени студентов. В ходе такой работы и про-исходит формирование навыков, умений, вкуса к творческому подходу в учебной, научной и практической работе студен-тов путём личных поисков и активного интереса к приобретению знаний.