В статье обосновывается важность психобиографического подхода в оценке личности и про-
водится обзор зарубежных исследований влияния психобиографических факторов на раз-
витие и формирование индивидуально-психологических и личностных характеристик.
Описывается роль гендерных признаков, порядка рождения, жизненных событий и ранне-
го периода воспитания в семье в формировании индивидуальных особенностей личности.
Отмечается тенденция смещения такого анализа от единичных случаев к сравнительным
исследованиям. Анализируются наиболее популярные подходы и процедуры оценки лич-
ности лидера. Обосновывается необходимость комплексного анализа психобиографических
факторов и взаимосвязей их влияния на формирование индивидуально-психологических
и личностных характеристик, что представляет новизну работы, поскольку исследователи
в основном фокусируются на изолированных эффектах и коротких промежутках време-
ни, игнорируя то, что кумулированные эффекты, эмоции, мысли в период лидерства могут
фундаментально изменить лидера (его личностные качества, стиль и поведение) и в целом
повлиять на его дальнейшую биографию. Результатом исследования является совокупность
подходов к оценке персонала, которые внедрены в практику личностно-профессиональной
диагностики руководителей государственной службы.
Ключевые слова : личность
Роль музыкально-эстетического образования в развитии личности дошкольника страницы
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена недостаточным объемом исследований,
посвященных потенциальным возможностям личностного развития дошкольника. Цель
статьи заключается в проверке экспериментальной программы по раннему музыкально-эс-
тетическому развитию личности дошкольника на основе интеграции искусств, с поэтапным
усложнением содержания программного репертуара у старших дошкольников. Нами было
выявлено, что у дошкольников обучающихся музыке с 3-4 летнего возраста в специализиро-
ванных центрах музыкально-эстетического образования, быстрее развиваются личностные
характеристики по сравнению с дошкольниками, обучающимися по традиционным програм-
мам в детских дошкольных учреждениях. В связи с этим был поставлен эксперимент, ко-
торый проводился в обычном дошкольном образовательном учреждении по разработанной
нами программе. Особенностью нашего подхода является опора на развитие музыкального
слуха. В частности, нами использовались основные его виды: ритмический, мелодический,
гармонический. Развитие музыкального слуха мы понимаем как развитие умения к тонкой
дифференцировке слуховых ощущений, повышение слуховой чувствительности. Так как до-
школьники не знают нотной грамоты, им предъявлялся звуковой вариант теста заключаю-
щийся в предъявлении на слух двух ритмов (мелодий, аккордов), которые в одном случае
полностью повторяются, а в другом различаются. Задача испытуемых определить различие
/ повтор предъявленных вариантов. Как нам представляется, эта способность положитель-
но сказывается на развитии эмоциональной, эстетической сферы дошкольника, повышении
уровня восприятия и понимания эмоциональных состояний других людей, воплощению эмо-
циональных состояний, погружению в глубину образов, развитию воображения. В данном
случае умение различать незначительные изменения в мелодиях, ритме, интервалах и аккор-
дах экстраполируется на другие возможности личности, такие как различать тонкие эмоцио-
нальные состояния людей, самим воплощать эмоциональные состояния, различать тонкость
образов художественных произведений, произведений живописи. Материалы статьи могут
быть полезны для работников детских дошкольных учреждений в работе с дошкольниками.
Предпосылки к профессионально-личностному становлению учителя
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием системы образования, его новыми этапами развития, вве-дением новых методов в образовательную деятельность. Соответственно и в работе учителя должны происходить пе-ремены. В статье приводятся необходимость профессионально-личностного развития учителя, рассматриваются не-которые подходы к профессионально-личностному развитию учителя, такие, как исторический, философский. Личность учителя очень важна в современном образовании. Вопросы развития и становления учи-теля как личности находили свое отражение в идеях известных педагогах прошлого. Многие из них менялись с течением времени. Учитель современной школы должен уметь обеспечивать условия для развития личности, делать этот процесс управляемым; он должен быть компетентным, хорошо подго-товленным профессионалом. Работа учителя никогда не кончается. Она всегда должна совершенство-ваться. Если учитель останавливается на достигнутом, он перестает быть учителем. Учитель должен находиться в постоянном движении, развивать себя как личность и только тогда он сможет приложить все свои знания и умения для вовлечения учащихся в процесс взаимодействия, в творческую деятель-ность и повысить уровень образования.
Трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов
Анализируются трудности психологического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов, классифицируемые автором как связанные с организационными факторами и факторами со-противления-непринятия. В качестве центральных причин трудностей сопровождения описываются наиболее выраженные личностные особенности, свойственные педагогам (ригидность, пессимистич-ность, социальная интровертированность, эмоциональная лабильность). Эти свойства оцениваются как порождающие сопротивление педагогов оказанию им психологической помощи. Делается вывод о целесообразности встраивания психологической работы в общую систему профес-сионально-личностного развития педагогов на основе признания целей такой работы объективной цен-ностью образовательного учреждения. Отмечается, что преодоление трудностей, связанных с сопротив-лением педагогов, — длительный и деликатный процесс, диктующий как стратегическую необходимость дальнейшего совершенствования профессиональной подготовки педагогов-психологов, ориентирован-ных на практику работы со взрослыми участниками образовательного процесса, так и реализацию усло-вия непрерывного самостоятельного повышения педагогом-психологом соответствующей компетентно-сти.
СООТНОШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ-КАЗАХОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КАЗАХСКО- И РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЕРСИЙ МЕТОДИКИ
Тема статьи лежит в русле проблемы кросскультурной эквивалентности тестовых методик, апеллирующих к вер-бальному самоотчету респондентов. В статье излагаются результаты эмпирического сопоставления результатов приме-нения казахско- и русскоязычной версий методики исследования ценностно-смысловой сферы личности, а именно теста смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев). Респондентами выступили 60 магистрантов казахской национальности, которые выполнили тест осмысленности жизни в двух вариантах: первоначально на казахском языке, и через неделю – на русском. Выявлено, что результаты обеих версий – казахско- и русскоязычной – тесно коррелируют друг с другом и близки по средним значениям. Следовательно, они дают эквивалентные результаты, что позволяет использовать любой из вариантов данной методики при проведении исследований на респондентах казахской национальности.