На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста. Актуальность работы состоит в необходимости повышения эффективности музыкального образования, направленного на подготовку творчески активной личности педагога способной к профессиональной музыкальной деятельности в современных социокультурных условиях. Поиск новых подходов способствует максимальному взаимодействию музыкального искусства и педагогического образования, обеспечивает гармоничное сочетание общей и профессиональной (музыкально-теоретической и исполнительской) подготовки, интенсифицирует личностно-профессиональное становление педагога. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как результат деятельности системы музыкально-педагогического образования является важной проблемой современной педагогической науки и практики и затрагивает не только содержание, но и формы, методы, средства обучения, рефлексию педагогической деятельности. В статье рассматриваются характерные особенности профессиональных компетенций; анализируются существующие подходы к определению данного понятия, как единства практической и теоретической готовности личности к профессиональной деятельности; структурированы профессиональные компетенции будущего педагога-музыканта, включающие личностные, метапредметные, предметные, профессионально-коммуникативные, информационные компетенции; определены оптимальные условия подготовки специалистов в области музыкального искусства к профессиональной деятельности, такие как аксиологическая концепция воспитания личности, использование метапредметных связей, осуществление перманентной рефлексии деятельности, проектирование педагогического процесса; создание культурно-образовательной среды, использование современных информационных образовательных технологий при подготовке будущих специалистов.
Ключевые слова : культурно-образовательная среда
Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ
Статья посвящена актуальным проблемам реформирования высшего педагогического образования (в контексте задач реализации САЕ). Направленность образовательного процесса на развитие личностной зрелости, конкурентоспособности, успешности специалиста обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: готовность к профессиональной деятельности педагога в новых экономических социокультурных условиях, конкурентной среде; ориентацию учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; стимулирование интереса к саморазвитию, самореализации. В статье предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы развития личностной зрелости, конкурентоспособности педагога. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа дать по возможности простые и понятные ответы на часто задаваемые вопросы, направленные на совершенствование качества педагогического образования.
Структура личностной зрелости педагога как составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами: мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию педагога к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению, что является важной стороной для конкурентоспособного учителя. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает педагогам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении педагогической деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Для исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости педагога был использован вербальный фрустрационный тест Собчик. Предлагаемая методика позволяет выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустрированности. Для оценки рефлексивно-оценочного компонента применялась методика Е.Е. Рукавишниковой, направленная на определение уровня рефлексивности педагогов, обеспечивающей стабилизацию их эмоционального мира, мобилизацию волевого потенциала, гибкое управление им. Для изучения самоактуализации педагога использовался тест. разработанный Э.Шостром.
Для выявления уровня развития компонентов использовались психолого-педагогические методики, тесты, наблюдения.
Доказана зависимость конкурентоспособности педагога от уровня его личностного развития. Выявлена взаимосвязь между снижением профессиональной успешности педагога и уровнем развития компонентов личностной зрелости педагога.
Приводится подробный анализ недостатков развития личностных качеств педагога, препятствующих профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности.
Полагается, что именно формирование личностной зрелости педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию его конкурентоспособности, созданию профессиональной конкурентной среды.
По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития личностной зрелости как компонента конкурентоспособности педагога.