Актуальность проблемы определяется общими тенденциями довузовского образования в Российской Федерации, нацеленностью на обеспечение профессионального самоопределения учащихся в социально-педагогической сфере, на создание сети психолого-педагогических классов, что обуславливает необходимость выявления готовности педагогов к реализации идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников. Целью данной статьи является разработка и описание уровневых показателей педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников. В качестве ведущего подхода к исследованию проблемы использован системный подход, который позволил изучить профессиональную компетентность педагога как часть сложной системы допрофессиональной подготовки. Профессиональная компетентность педагога рассматривается нами на метасистемном уровне (по классификации В. В. Белкиной и Е. А. Цирульниковой, выделяющих в системе допрофессиональной педагогической подготовки школьников ряд уровней – субсистемный (внутриличностый), подсистемный (учреждения образования), системный (социальные институты) и метасистемный (социокультурное педагогическое пространство)). В профессиональной компетентности педагога мы видим каузальную надстройку универсальных педагогических компетенций, приобретаемых обучающимися психолого-педагогических классов. В результате исследования была определена структура компетентности педагога допрофессиональной педагогической подготовки школьников, выделены уровни компетентности, разработаны и описаны показатели каждого уровня. Предлагаемые материалы в определенной мере заполняют лакуны в научных исследованиях относительно содержания и показателей компетентности педагога (преподавателя) допрофессиональной педагогической подготовки и могут быть использованы при дальнейшей научно-методической разработке диагностического инструментария и программ подготовки педагогов допрофессионального образования.
Ключевые слова : компетенции
Исследование социально-психологических факторов, способствующих и препятствующих удержанию учителя в профессии
Профессия педагога в современной России связана с рядом как положительных моментов, так и профессиональных трудностей. Ведущие педагоги называют такие актуальные проблемы: постоянная трансформация системы образования и меняющиеся в связи с этим административные требования; конфликт сложившихся педагогических традиций и внедряющихся в практику инноваций; перегрузка отчетной документацией; требование постоянного личностного роста и самореализации в профессии под угрозой эмоционального выгорания; многозадачность деятельности учителя, которая включает психологическое, педагогическое воздействие на обучающихся, рефлексию своей деятельности и многое другое; слабая социально-правовая защищенность педагога от произвола администрации учебного заведения и агрессивных действий со стороны учащихся и их родителей. На сегодняшний день факт существования кадровой проблемы и высокая степень ее остроты признаны официально: о нехватке учителей, об их перегруженности, в том числе бюрократической работой, о совмещении в их деятельности чрезмерного количества целей говорится открыто. Исходя из вышесказанного, целью исследования является анализ причин ухода учителей из профессии, определение социально-психологических факторов, способных удержать педагогов в профессии.
Роль технического университета в создании региональной системы целевой подготовки специалистов для предприятий радиоэлектронного профиля
В статье обосновываются некоторые теоретические и практические положения, составляю-
щие методологическую основу разработки модели региональной системы целевой подготов-
ки кадров для предприятий радиоэлектронного профиля и ее реализации на базе техническо-
го университета как системообразующего компонента этой системы; приведены результаты
экспертной оценки проблем профессиональной деятельности специалистов предприятий
радиоэлектронного профиля, сформулированы условия повышения эффективности работы
этих предприятий при наличие существующих требований выполнения госзаказов оборон-
ной промышленности. Кроме того, определяется структура и содержательное наполнение
компетенций выпускника технического университета, готового к разрешению проблем про-
изводства радиоэлектронной продукции в условиях инновационного развития отрасли на
основе интеграции науки и производства; анализируется методика оценки и результаты фун-
кционирования конкретной системы в течение нескольких последних лет.
Профессиональная подготовка учителей в Германии страницы
Изменения, происходящие в глобальном мире стимулируют появление новых концепций
подготовки учителей с начала 21 века. На сегодняшний день обсуждаются следующие аспек-
ты: 1) Реформа необходима по причине изменения учебных планов и структуры обучения,
а также в связи с необходимостью развития профессиональной подготовки учителей как
части Болонского процесса; 2) во-вторых, значительный объем социально-демографических
трансформаций сдвигает фокус внимания на собственные нужды и потребности учителя в
изменяющемся в мире в контексте нехватки всех видов ресурсов. В статье рассматриваются
основные изменения и этапы развития профессионального образования учителей в Герма-
нии и Европе согласно следующим критериям: 1) университетские и другие образовательные
центры подготовки учителей в Германии; 2) усовершенствование учебного плана и дидакти-
ческих подходов в образовании учителей; 3) требования к компетенциям в процессе подго-
товки учителей.
Творческая эколого-педагогическая деятельность в процессе повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин
Целью статьи является обобщение творческой эколого-педагогической деятельности на примере твор-ческого союза коллектива сельской малокомплектной школы — учреждений повышения квалификации учителей естественно-географических дисциплин. Образование для устойчивого развития требует обо-гащения опыта творческой деятельности учителя ключевыми компетенциями, формирование которых рассматривается на примере экологической тропы в условиях сельской школы. Концептуально исследо-вание строилось на отработке корпоративной культуры учителей в рамках одного коллектива, разреше-нии проблем разорванности предметного усвоения знаний и умений, обобщении знаний с целью фор-мирования единой научной картины мира, формировании непрерывного экологического образования. Международные исследования состояния биосферы земли; Конференция ООН по окружающей среде свидетельствуют том, что решение глобальных экологических проблем должно начинаться с локально-го уровня. Многолетний опыт работы по данной проблеме позволяет обобщить теории, иерархии (в на-шем случае учреждения среднего, высшего и постдипломного образования) в рамках теоретической концепции творческой педагогической системы. Проблема образования для устойчивого развития тре-бует обогащения опыта творческой деятельности учителя естественно-географических дисциплин клю-чевыми компетенциями. Проблема включения экологии в структуру и содержание российского школь-ного образования не решена. Актуальной является разработка методики экологического образования в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических кадров, вклю-чѐнной в систему непрерывного экологического образования. В основу исследования положен интерес к знаниям, имеющимся в предметных и смежных областях; изучение теоретических и методологиче-ских основ эколого-педагогических знаний; владение аналитико-оценочными методами педагогической работы; знание основных психолого-педагогических закономерностей воспитания и обучения и умение их применять. Рассмотрены историко-педагогические предпосылки развития экологического образования, как в учениях великих педагогов-просветителей, так и в образовательных системах; системно-структурный анализ содержания экологического образования; взаимодействие образовательных структур с использо-ванием экологической тропы; педагогические условия повышения качества экологической образованно-сти детей школьного возраста; организация взаимодействия школьников с природой как условие эколо-гического воспитания; структура компетенций учителя естественно-географических дисциплин; реали-зация преемственности в условиях учебной и внеаудиторной деятельности в общеобразовательных и постпрофессиональных учебных заведениях; проблемы научного обобщения сельской среды как педаго-гического условия формирования экологической культуры школьников; развитие исследовательских учений и навыков в процессе выполнения эколого-ориентированных работ на экологической тропе, ра-ционализация учебного времени, овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навы-ками по оптимизации воздействия на природную и преобразованную среду. Разделяем точку зрения Л.В.Поповой о том. что творческая деятельность в профессиональном экологическом образовании, это спланированная научно-исследовательская работа, опирающаяся на комплекс изученных дисциплин и направленная на изучение нового знания. Организационно-деятельностные компетенции учителя про-явились на этапе создания экологической тропы: соблюдение организационно-методических требова-ний к собственно тропе, нормативно-правовому поведению участников, эмоциональной насыщенности и информационной ѐмкость маршрута, развитию коммуникативной культуры, адресности тропы. Кон-структивно-методические компетенции учителя концептуально рассматривались с точки зрения уни-версальности и междисциплинарности экологических проблем; возможности разрешения проблем разо-рванности предметного усвоения знаний, возможности формирования универсальных, обобщенных знаний и умений с целью формирования единой научной картины мира, перевода режима обучения с пассивного на интерактивное.
Конструктивно-методические компетенции учителя по организации учебного процесса в «природ-ном» кабинете потребовали разработку новых форм содержательного и пространственного перестраи- вания учебного процесса. В общей иерархии рассмотренных компетенций учителя проектно-исследова-тельские компетенции являются кумулятивными, представляя отработку корпоративной культуры учи-телей в рамках одного коллектива, попытку разрушить традиционную изоляцию учителей, способность к сотрудничеству в процессе решения ими профессиональных и учебных задач достаточно высокого уровня проблемности. В ходе исследования в программу повышения квалификации учителей естест-венно-географических дисциплин включен спецкурс «Методика создания и использования авторской программы».
Выявлены барьеры по использованию экологической тропы в образовательном процессе, а также условия полноценного формирования и функционирования творческой эколого-педагогической дея-тельности с использованием экологической тропы.