Статья посвящена анализу отечественной литературы, связанной с реализацией компетент- ностного подхода в среднем профессиональном образовании (СПО). Целью работы является систематизация имеющихся публикаций по данной проблематике и формирование актуаль- ной повестки для будущих исследований. Статья представляет систематический литератур- ный обзор: единообразное описание выборки публикаций из наиболее авторитетных россий- ских изданий за период 2005-2019 гг. в рамках предварительно сформулированной системы категорий. Кроме того, исследование включает углубленное изучение проработанности от- дельных аспектов реализации компетентностного подхода с помощью контент анализа.
Ключевыми результатами исследования являются основные понятийные признаки кон- структа, лежащего в основе компетентностного подхода в России. Суммированы данные о понятийно-терминологическом аппарате, используемом при обсуждении компетентност- ного профобразования. Получены данные о доминирующих методах исследования выбран- ной проблематики и целевой аудитории большинства опубликованных работ. Представлены свидетельства наличия дефицитов проработанности внедрения компетентностного подхода в российском СПО. В частности, в литературе практически отсутствуют суждения, которые свидетельствуют о понимании или изучении специфики оценки результатов профобразова- ния, сформулированных в терминах компетенций.
Практическое использование полученных результатов позволит восполнить пробелы в на- учной поддержке внедрения компетентностного подхода в российском СПО. Статья будет полезна представителям исследовательского сообщества, педагогическим и управленческим кадрам профессиональных образовательных организаций, а также лицам, принимающим ре- шения в области образовательной политики.
Ключевые слова : компетентностный подход
Сравнительный и корреляционный анализ опытно-экспериментальной работы по формированию организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза
Контент-анализ научных исследований в области управления образовательными програм- мами нового поколения, выделение основных направлений расширения трудовых функций и трансформации видов деятельности преподавателя вуза в современных реалиях высшей школы послужили основанием для разработки авторской структуры организационно-управ- ленческой компетентности преподавателя вуза. Данная компетентность представляет собой интегративную характеристику личности преподавателя, представленную в совокупности четырех компонентов – ценностно-мотивационного, когнитивного, проектировочного и экспертного. С целью эмпирического обоснования значимости показателей структурных компонентов организационно-управленческой компетентности преподавателя вуза в ка- честве руководителя образовательной программы были проведены экспертные опросы (2017–2019 гг.). Выборку составили более 280 респондентов. Апробация системы средств и методов формирования организационно-управленческой компетентности преподавате- лей вуза проводилась в рамках дополнительной профессиональной программы «Управле- ние образовательными программами», реализуемой в Центре развития профессиональных компетенций Самарского университета. Целью формирующего и констатирующего экс- периментов было выявление уровня сформированности компонентов организационно- управленческой компетентности преподавателей Самарского университета путем самоо- ценки. Выборку составили 140 представителей профессорско-преподавательского состава, обеспечивающих образовательный процесс на 35 кафедрах университета. На следующем этапе был проведен корреляционный анализ данных формирующего и констатирующего экспериментов с целью установления связей между компонентами организационно-управ- ленческой компетентности.
Детерминанты качества высшего профессионально-педагогического образования
Актуальность темы исследования подтверждается высоким спросом в учреждениях средне-
го профессионального образования на педагогов профессионального обучения. Подготов-
ка таких педагогов в учреждениях высшего образования связана с необходимостью учета
факторов (детерминант) его качества и задач, стоящих перед современной образовательной
практикой.
Цель статьи – выделить детерминанты качества высшего профессионально-педагогического
образования, основываясь на анализе актуальных задач подготовки педагогов профессио-
нального обучения.
Ведущими подходами работы стали содержательный и формализованный подходы, позво-
ляющие исследовать содержание и взаимосвязь детерминант качества высшего профессио-
нально-педагогического образования, актуальных задач подготовки и их решений.
Сущностные характеристики качества профессионально-педагогического образования, а
также вопросы управления и оценки качества подготовки педагогов профессионального
обучения представлены в трудах В.А. Федорова, А.Г. Бермуса, Н.В. Ронжиной, А.В. Назарен-
ко, О.Л. Назаровой, Г.А. Шабанова, С.Н. Голеровой, И.И. Кириченко, Ж.В. Нечеухиной и др.
Особое внимание уделяется положению о детерминированности качества высшего профес-
сионально-педагогического образования интеграционными процессами в обществе. Однако
в рассмотренных автором работах нет согласования детерминант качества с задачами подго-
товки педагогов профессионального обучения, а также их решениями.
Существенным результатом исследования автор считает выявленную взаимообусловленность
не только задач, стоящих перед образовательной практикой, но и их решений. Суть решений –
в исполнении стандартов и рекомендаций гарантии качества в Европейском пространстве вы-
сшего образования, учете взаимообусловленности основных сфер жизни общества, интеграции
компетентностного и культурологического подходов в подготовке будущих педагогов профес-
сионального обучения, а также ориентировании высшего профессионально-педагогического
образования на обеспечение устойчивого развития общества и экономики знаний.
Представленные в данной статье положения составили основу дальнейшего обстоятельно-
го исследования в контексте сущности качества высшего профессионально-педагогического
образования.
Требования профессиональных стандартов как основа профессионального развития студентов
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что в настоящее время в системе
высшего образования в Российской Федерации осуществляется поиск оптимальных решений
по адаптации структуры и содержания высшего образования к требованиям профессиональ-
ных стандартов. Минобрнауки России уже начал утверждать новые, адаптированные к про-
фессиональным стандартам, ФГОС ВО, которые вступают в силу в конце 2017 года. В связи
с этим в образовательных организациях высшего образования предстоит большая работа,
направленная на организационное, дидактическое и методическое обеспечение перехода об-
разовательного процесса на новые ФГОС ВО. Целью настоящей статьи является обоснование
и описание модели создания пространства профессионального развития обучающихся, на-
правленного на формирование у них профессиональных компетенций в области физической
культуры и спорта. В качестве ведущего метода исследования применено моделирование,
позволяющее рассмотреть профессиональное развитие будущего выпускника в рамках спе-
циально спроектированной дидактической системы компетентностного формата. В статье
показано, что пространство профессионального развития образовывается в дидактических
системах метрического компетентностного формата между областями развития знаний и
способностей, синхронизированными с требованиями соответствующих профессиональных
стандартов.
Компьютерная платформа duolingo как ресурс для интенсификации изучения иностранного языка в инженерном вузе
Аннотация
Статья посвящена использованию компьютерной платформы Duolingo в качестве одного из
ресурсов интенсификации обучения иностранному языку в инженерном вузе. Актуальность
проблемы обоснована сокращением аудиторных часов, выделенных на обучение иностран-
ным языкам в техническом вузе, а также неравномерностью уровня знаний у обучающихся.
Для решения данной проблемы была предложена модульная программа, сочетающая модуль-
ную технологию обучения, технологию укрупнения дидактических единиц, балльно-рейтин-
говую систему, тезаурусный подход, компетентностный подход. Для составления модульной
программы был взят Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования третьего поколения (ФГОС ВО) по направлению подготовки 08.03.01 “Строи-
тельство”. Согласно ФГОС ВО в рамках дисциплины “Иностранный язык” формируются 4
компетенции: 3 общекультурных (ОК-5, ОК-6, ОК-7) и 1 общепрофессиональная (ОПК-8).
Также была дана схема взаимодействия видов деятельности студента, модулей и формиру-
емых в рамках данной модульной программы компетенций. Была подробно описана ком-
пьютерная платформа обучения иностранным языка Duolingo и ее роль в представленной
модульной программе. Результаты эксперимента показывают, что средний уровень владения
иностранным языком в экспериментальной группе достоверно увеличивается, в то время как
в контрольной группе результат отклоняется в рамках статистической погрешности.
Формирование профессиональных компетенций будущего педагога-музыканта в условиях реализации САЕ
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста. Актуальность работы состоит в необходимости повышения эффективности музыкального образования, направленного на подготовку творчески активной личности педагога способной к профессиональной музыкальной деятельности в современных социокультурных условиях. Поиск новых подходов способствует максимальному взаимодействию музыкального искусства и педагогического образования, обеспечивает гармоничное сочетание общей и профессиональной (музыкально-теоретической и исполнительской) подготовки, интенсифицирует личностно-профессиональное становление педагога. Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста как результат деятельности системы музыкально-педагогического образования является важной проблемой современной педагогической науки и практики и затрагивает не только содержание, но и формы, методы, средства обучения, рефлексию педагогической деятельности. В статье рассматриваются характерные особенности профессиональных компетенций; анализируются существующие подходы к определению данного понятия, как единства практической и теоретической готовности личности к профессиональной деятельности; структурированы профессиональные компетенции будущего педагога-музыканта, включающие личностные, метапредметные, предметные, профессионально-коммуникативные, информационные компетенции; определены оптимальные условия подготовки специалистов в области музыкального искусства к профессиональной деятельности, такие как аксиологическая концепция воспитания личности, использование метапредметных связей, осуществление перманентной рефлексии деятельности, проектирование педагогического процесса; создание культурно-образовательной среды, использование современных информационных образовательных технологий при подготовке будущих специалистов.
Формирование общекультурных компетенций будущего учителя в условиях реализации инновационной модели педагогического образования
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена переходом вузов на ФГОС ВПО, что позволяет расширить академические свободы образовательных учреждений и осуществлять профессиональную подготовку на основе инновационных образовательных программ (по целям, содержанию, организационным формам и технологиям).
С целью повышения качества подготовки выпускников университета, формирования новой модели учителя – учителя XXI века, учителя, мобильного, креативного, способного использовать самые современные образовательные технологии, Казанский (Приволжский) федеральный университет включился в процесс разработки проекта САЕ, разработки и внедрения профессиональных стандартов, основанных на Европейской и Национальной рамках квалификаций. Концептуальное ядро модели учителя нового типа составляет компетентностный подход к ожидаемым результатам высшего образования, квалификационно ориентируемым согласно требованиям различных групп потребителей (человек, работодатель, государство, общество). Модель строится на принципах вариативности, модульности, мобильности, единства, преемственности, технологичности и включает разные траектории подготовки учителей: вариативную траекторию, распределенную траекторию, переподготовку бакалавров предметной подготовки, переподготовку педагогов на другую дисциплину, центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, педагогическую интернатуру, педагогическую магистратуру. Формирование общекультурных компетенций в этой модели должно занимать приоритетное место, так как их значимость в процессе становления учителя нового типа связана с тем, что именно общекультурные компетенции создают гармонию внутреннего мира и отношения с социумом и могут рассматриваться как основа для формирования профессиональной компетентности будущего педагога. Анализ ФГОС ВПО (ФГОС3+ ВПО), теории и практики профессиональной подготовки бакалавров, позволил установить, что формирование общекультурных компетенций будущих педагогов предусмотрено, но большой набор компетенций затрудняет выделить рамочные компетенции как это предусмотрено Европейской системой образования. Важнейшая задача перед системой высшего образования в сфере подготовки учителей новой формации состоит в необходимости определения теоретико-методологических основ для формирования общекультурных компетенций бакалавров в условиях модернизации педагогического образования.