Актульность данного исследования связана с проблемой повышения качества профессио-
нальной подготовки будущих учителей через создание коллаборативной учебной среды.
Целью данного исследования является теоретический анализ эффективности создания кол-
лаборативной учебной среды в вузе и обоснование его влияния на успешную профессио-
нальную деятельность будущих учителей. Исследование также обобщает данные опытно-
экспериментального исследования в форме Action Research, проведенного среди студентов
1 и 2 курсов педагогических специальностей естественно-научного направления (химия, би-
ология, физика, информатика).
Методологической основой создания коллаборативной учебной среды явяются базовые по-
ложения личностно-ориентированного, деятельностного, системного, средового, аксиологи-
ческого и компетентностого подходов. Погружение студентов в коллаборативную учебную
среду способствует получению возможности постоянной рефлексии над уровнем формиро-
вания собственных профессиональных навыков, над успешностью достижения учебных це-
лей, над процессами самореализации, саморазвития и самоактуализации.
Основной акцент в исследовании делается на организацию коллаборативной учебной среды
в учебном процессе, в частности в преподавании дисциплин педагогического цикла. Рассма-
триваются влияние коллаборативного обучения на коммуникативные способности студен-
тов, на улучшение качества знаний, на качество оценивания учебных достижений, на эконо-
мию учебного времени.
Результаты исследования связаны с реализацией Action Research в учебном процессе, при-
влечение студентов в процесс профессионального самосовершенствования. Новизна исследо-
вания определяется выявлением развивающего эффекта коллаборативной учебной среды на
основе использования идеи зоны актуального профессионального развития студентов.
Практическая значимость исследования – формирование положительного опыта организа-
ции учебного процесса с возможностью использования данного опыта в будущей професси-
ональной деятельности, в работе с ученическим коллективом.
Ключевые слова : коммуникация
Инструментарий оценки универсальных компетенций (soft skills) у студентов педагогического вуза
В условиях стремительного развития науки и технологий и, как следствие, в связи с быстрой
девальвацией знаний вуз должен не только давать студентам предметные, узкопрофессио-
нальные знания и умения, но и формировать у них универсальные компетенции (мягкие/
гибкие навыки, soft skills), к которым относят способность к самообучению и саморазвитию,
к коммуникации и кооперации, креативность, критическое мышление и другие. Именно это
становится сегодня и будет в дальнейшем решающим условием личностной и профессио-
нальной успешности молодого специалиста, востребованного работодателем.
Ввиду отсутствия в настоящее время унифицированных и валидизированных методик ди-
агностики универсальных компетенций, а также в силу существующей неопределенности
и несогласованности позиций ученых и практиков относительно базового набора мягких на-
выков, необходимых молодому специалисту на старте его профессиональной карьеры, в выс-
шей школе возникают трудности в организации образовательного процесса, направленного
на формирование как предметных (hard skills), так и мягких (soft skills) навыков.
Цель исследования состояла в разработке и апробации инструментария для оценки и мони-
торинга уровня сформированности универсальных компетенций у студентов педагогическо-
го вуза.
Предложенный инструментарий был апробирован в Институте естествознания и спортив-
ных технологий Московского городского педагогического университета и выявил сильные
и слабые стороны образовательного процесса, выступив в роли средства, позволяющего вы-
брать более эффективную стратегию обучения.
Предлагаемый подход является универсальным и может быть использован для обучения по
разным направлениям.