В статье обосновывается идея исчерпания продуктивного ресурса существующей парадигмы
образования, проводится анализ закономерной динамики парадигм образования и обосно-
вывается облик образования ближайшего будущего. Исследование содержит определение
закономерностей исторической смены образовательных парадигм и анализ актуального со-
стояния развития образования, осмысление основных тенденций в образовании и критику
его существующей парадигмы, выявление объективных преград на пути повышения качества
образования и поиск подходов к их преодолению, а также конструирование предположений
по признакам новой парадигмы образования.
В результате определена формула и ряд отличительных признаков образовательной парадиг-
мы ближайшего будущего. В центр доказательства положены идеи о трансформации целей
образования и инварианта его функции. Статья адресована разработчикам образовательных
систем, сред и программ для студентов вузов и дополнительного профессионального обра-
зования, субъектам самообразования. Развернутые в ней положения позволят преодолеть
редукционный подход к образованию, не ориентированному на опережающее овладение бу-
дущим, в котором стремительно устаревают образовательные стандарты.
Ключевые слова : качество образования
Нарративы молодых учителей: истории о получении опыта и преодолении трудностей
Данное исследование рассматривает нарративы молодых учителей, участвующих в програм-
ме Pedagogical Residence (PR), разработанной в Университете Рио-де-Жанейро, Бразилия.
Программа направлена на освещение проблем, с которыми сталкиваются молодые учителя.
Основной теоретической рамкой исследования является теория профессионального разви-
тия преподавателей (TPD), разработанная Гарсией (1992, 2009) и Деем (2001). Данные со-
бирались во время встреч в рамках программы PR, направленных на тщательное изучение
нарративов молодых учителей. На встречах обсуждались проблемы учителей и пути преодо-
ления причин, из-за которых молодые учителя принимали решение оставить педагогическую
практику. Одной из главных причин явилось отсутствие поддержки. Нарративы опыта были
проанализированы с помощью тематизации (Fontoura, 2011). Отрыв теории от практики,
недостаток уверенности, необходимость поддержки коллег были выделены нами в качест-
ве основных тем. Полученные результаты подтверждают итоги предыдущих исследований,
которые обосновывают необходимость развивать программы педагогической подготовки
с опорой на жизненные ситуации. Кроме того, данное исследование показывает важность
непрерывного образования, способного обеспечить постоянное профессиональное развитие
учителей.
Детерминанты качества высшего профессионально-педагогического образования
Актуальность темы исследования подтверждается высоким спросом в учреждениях средне-
го профессионального образования на педагогов профессионального обучения. Подготов-
ка таких педагогов в учреждениях высшего образования связана с необходимостью учета
факторов (детерминант) его качества и задач, стоящих перед современной образовательной
практикой.
Цель статьи – выделить детерминанты качества высшего профессионально-педагогического
образования, основываясь на анализе актуальных задач подготовки педагогов профессио-
нального обучения.
Ведущими подходами работы стали содержательный и формализованный подходы, позво-
ляющие исследовать содержание и взаимосвязь детерминант качества высшего профессио-
нально-педагогического образования, актуальных задач подготовки и их решений.
Сущностные характеристики качества профессионально-педагогического образования, а
также вопросы управления и оценки качества подготовки педагогов профессионального
обучения представлены в трудах В.А. Федорова, А.Г. Бермуса, Н.В. Ронжиной, А.В. Назарен-
ко, О.Л. Назаровой, Г.А. Шабанова, С.Н. Голеровой, И.И. Кириченко, Ж.В. Нечеухиной и др.
Особое внимание уделяется положению о детерминированности качества высшего профес-
сионально-педагогического образования интеграционными процессами в обществе. Однако
в рассмотренных автором работах нет согласования детерминант качества с задачами подго-
товки педагогов профессионального обучения, а также их решениями.
Существенным результатом исследования автор считает выявленную взаимообусловленность
не только задач, стоящих перед образовательной практикой, но и их решений. Суть решений –
в исполнении стандартов и рекомендаций гарантии качества в Европейском пространстве вы-
сшего образования, учете взаимообусловленности основных сфер жизни общества, интеграции
компетентностного и культурологического подходов в подготовке будущих педагогов профес-
сионального обучения, а также ориентировании высшего профессионально-педагогического
образования на обеспечение устойчивого развития общества и экономики знаний.
Представленные в данной статье положения составили основу дальнейшего обстоятельно-
го исследования в контексте сущности качества высшего профессионально-педагогического
образования.
Личностная зрелость педагога в условиях реализации САЕ
Статья посвящена актуальным проблемам реформирования высшего педагогического образования (в контексте задач реализации САЕ). Направленность образовательного процесса на развитие личностной зрелости, конкурентоспособности, успешности специалиста обусловлена рядом причин, среди которых наиболее весомыми следует считать: готовность к профессиональной деятельности педагога в новых экономических социокультурных условиях, конкурентной среде; ориентацию учебной деятельности на профессиональный и инновационный поиски; стимулирование интереса к саморазвитию, самореализации. В статье предлагается взгляд на построение целостной педагогической системы развития личностной зрелости, конкурентоспособности педагога. Цель статьи заключается в том, чтобы на основе проведенного анализа дать по возможности простые и понятные ответы на часто задаваемые вопросы, направленные на совершенствование качества педагогического образования.
Структура личностной зрелости педагога как составляющей конкурентоспособности, характеризуется следующими компонентами: мотивационно-ценностный компонент содержательно включает в себя высокую мотивацию педагога к профессиональной деятельности, ценностные ориентации, познавательные интересы, направленные на различные виды социально значимой деятельности, а также способствует саморазвитию, самоактуализации, самоутверждению, что является важной стороной для конкурентоспособного учителя. Рефлексивно-оценочный компонент обеспечивает педагогам осознание и оценку у них потенциала, реальный уровень конкурентоспособности, осуществить прогнозирование и проектирование дальнейшего профессионального роста. Деятельностный компонент заключается в осуществлении педагогической деятельности, в реализации умений и навыков познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера.
Для исследования мотивационно-ценностного компонента личностной зрелости педагога был использован вербальный фрустрационный тест Собчик. Предлагаемая методика позволяет выявить наиболее значимые ценности в ситуации фрустрированности. Для оценки рефлексивно-оценочного компонента применялась методика Е.Е. Рукавишниковой, направленная на определение уровня рефлексивности педагогов, обеспечивающей стабилизацию их эмоционального мира, мобилизацию волевого потенциала, гибкое управление им. Для изучения самоактуализации педагога использовался тест. разработанный Э.Шостром.
Для выявления уровня развития компонентов использовались психолого-педагогические методики, тесты, наблюдения.
Доказана зависимость конкурентоспособности педагога от уровня его личностного развития. Выявлена взаимосвязь между снижением профессиональной успешности педагога и уровнем развития компонентов личностной зрелости педагога.
Приводится подробный анализ недостатков развития личностных качеств педагога, препятствующих профессиональному самовыражению, профессиональному самосовершенствованию и успешности.
Полагается, что именно формирование личностной зрелости педагога обеспечивает не только стремление к самообразованию педагога, но и способствует развитию его конкурентоспособности, созданию профессиональной конкурентной среды.
По итогам проведенного исследования формулируются выводы, касающиеся развития личностной зрелости как компонента конкурентоспособности педагога.