Исследование посвящено проблеме влияния новых цифровых технологий, искусственного интеллекта на сознание пользователя. Искусственный интеллект уже включен на бытовом уровне в семейные системы, но остается феноменом, плохо изученным в психологии развития, психологии личности и педагогике. Необходимо, в частности, понять, как влияет бытовой искусственный интеллект на развитие индивидуального сознания ребенка, на детско-родительские отношения. Цель исследования: изучить синергетические эффекты взаимоотношений нейросетей и индивидуального и группового сознания в семейных системах. В ходе эксперимента было отмечено включение цифрового помощника в семейное пространство и получение эмоционального отклика на процесс взаимодействия. Исследование показало, что нейросети стали все более интенсивно включаться в родительские холоны, детско-родительские подсистемы молодых семей. Сейчас семейные системы находятся в ситуации адаптации к новому пользовательскому опыту. Новизна и практическая значимость: отмечено снижение родительского авторитета и ослабление его влияния на аффективную сферу детей в связи с тем, что «нейроняня» обладает способностью персонализации контента и функциями распознавания эмоций.
Ключевые слова : искусственный интеллект
Использование социальных роботов на занятиях: Перспективные образовательные технологии и педагогическое образование
XXI век – это время роботов, время, когда мы наблюдаем разработку социальных роботов для
образования. В будущем на рынке труда будут востребованы учителя, которые применяют
в своей работе роботов, и преподаватели, которые могут подготовить студентов к работе с
робототехникой. Руководителям высшего педагогического образования необходимо следить
за разработками в сфере робототехники, готовя студентов и преподавателей к использова-
нию роботизированных технологий в обучении. Цель данного исследования – выяснить, как
роботизированные технологии применяются на занятиях по разным дисциплинам на разных
уровнях образования. Авторами статьи были проанализированы результаты исследований,
опубликованных в изданиях, индексируемых в базе данных Web of Science, за период с 2006
по 2018 гг. Категории анализа: уровень образования; участники исследований, знакомые с
работой социального робота; предметная область; продолжительность и результаты взаимо-
действия робота с учащимися. Были также изучены методы исследований и источники пуб-
ликаций. Результаты анализа показали, что образовательно-педагогический аспект в иссле-
дованиях зачастую представляет собой средство, а не конечную цель использования роботов
в преподавательской деятельности. В проанализированных статьях основное внимание уде-
ляется смешанному взаимодействию человека и робота (HRI) и академическим результатам.
Задания с использованием робота разрабатываются в зависимости от целей исследования, а
не для внедрения роботов в практику преподавания. Задания предназначены для небольшой
группы студентов, при этом формат занятий разнообразный. Оставаясь уникальным опы-
том, взаимодействие робота с учениками происходит прежде всего во время упражнений, ко-
торые в большинстве случаев не рассчитаны на целый урок. На занятиях роботы выполняют
небольшие, конкретные задания, что требует длительной подготовки. Новизна настоящего
исследования заключается в том, что в нем дифференцируются научные труды, направлен-
ные на изучение а) образовательных результатов, б) академических достижений и результа-
тов HRI, в) результатов HRI. Кроме того, авторами изучен временной аспект взаимодействия
робота с учащимися.