Глобальная трансформация общества, которая заключается в изменении существующих моделей поведения, традиционных норм и ценностей, вызывает неопределенность у современного человека. Молодежь сталкивается с трудностями самоопределения, что вызывает внутреннюю напряженность, которая приводит к социальной дезадаптации и в итоге к нарушению идентичности. Исследования указывают на рост отклоняющегося поведения в молодежной среде, вызванный нарушением социально-психологической адаптации, изменением ценностно-смысловой сферы личности. В статье представлены результаты исследования обучающихся по программам высшего образования в количестве 221 респондента, среди которых часть респондентов имеет в анамнезе признаки отклоняющегося поведения. Респонденты разбиты на 2 группы:
Группа 1 – группа риска (116 испытуемых, имеющих в анамнезе агрессивное поведение, состояния, близкие к депрессии, нарушенную социально-психологическую адаптацию, отобраны по результатам МБОС);
Группа 2 – 105 испытуемых (агрессивное поведение, депрессивные состояния в анамнезе отсутствуют, отобраны рандомно по результам МБОС).
Для проведения психодиагностического исследования использовались Цифровая платформа «ОКО» (https://oko.kpfu.ru) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет (далее – цифровая платформа «ОКО»). Для анализа и интерпретации результатов исследования использовались статистические методы (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ). Результаты исследования позволили определить степень сформированности идентичности лиц, подверженных отклоняющемуся поведению, а также выявить психологические особенности, способствующие формированию идентичности личности.
Ключевые слова : идентичность
Психологические механизмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов
Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной надежности бу-
дущих педагогов обусловлена социальным заказом на подготовку в вузе педагогических ра-
ботников с новыми профессиональными качествами. Необходимость выполнения данного
социального заказа определяет социокультурную и научную значимость исследований, по-
священных поиску способов развития у будущих педагогов таких качеств.
Данная статья выполнена в рамках авторского докторского диссертационного исследования,
подготовленного к защите.
Цель исследования состояла в выявлении психологических механизмов профессиональной
надежности будущих педагогов.
Методологическую базу исследования составили субъектный и личностно развивающий под-
ходы.
Ведущими методами исследования являлись: психологическое тестирование, экспертное
оценивание и педагогический эксперимент. Были использованы: методика диагностики
идентичности (Schneider, 2007), методика диагностики рефлексивности (Karpov, 2003), карта
диагностики профессиональной надежности будущих педагогов (Osadchuk, 2007). Проведен-
ный педагогический эксперимент являлся естественным экспериментом, т. к. осуществлялся
в условиях, привычных для обучающихся. Этот эксперимент был проведен в Омском госу-
дарственном педагогическом университете (Россия), в нем приняли участие 75 студентов и 4
преподавателя.
Результаты. В статье приведены экспериментальные данные, показывающие существование
связей между показателями профессиональной надёжности, идентичности и рефлексивно-
сти будущих педагогов.
Вывод. Гипотеза исследования подтвердилась: психологическими механизмами формирова-
ния профессиональной надежности будущих педагогов выступали механизмы идентифика-
ции и рефлексии.
Новизна. Впервые представлен разработанный и апробированный в опытно-эксперимен-
тальной работе комплекс педагогических средств, актуализирующих психологические меха-
низмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. Данный комплекс
составили: типы самостоятельных работ, приемы мотивирования, методы обучения, тактики
педагогической поддержки.
Статья содержит разработанную автором карту диагностики профессиональной надежности
будущих педагогов, которая может выступать одним из инструментов мониторинга качества
образования в педагогических вузах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их ис-
пользования при проектировании образовательных программ, методической документации,
а также мероприятий, связанных с обновлением педагогического образования.
Постсоветская идентичность в педагогическом образовании: прошлое, настоящее, будущее
Формирование эффективных стратегий, моделей и содержания подготовки учителей насто- ятельно требует исследования исторических предпосылок современных реформ на глобаль- ном и национальном уровнях. Наиболее перспективны в этом отношении историко-антро- пологические исследования в образовании, позволяющие, опираясь на междисциплинарные и кросс-культурные подходы широкого круга наук, более глубоко осмыслить социокультур- ные процессы.
В статье представлен опыт развития педагогического образования в постсоветских странах (Россия, Беларусь, Казахстан, Молдова, Украина) с момента его возникновения в дореволю- ционной России до настоящего времени.
Цель исследования заключается в анализе процесса подготовки учителей от его зарождения до конца ХХ века и последующей трансформации национальных систем в течение трех по- следних десятилетий.
Специфика исследования проявляется в том, что до начала 90-х годов ХХ века эти страны представляли единое образовательное пространство, которое характеризовалось общими подходами и содержанием педагогического образования, а затем трансформировалось под влиянием политических факторов.
Сопоставление конвергентных тенденций и национальных особенностей систем педагоги- ческого образования на постсоветском пространстве позволяет дать всестороннюю оценку современной образовательной политике в области подготовки учителей как с педагогических позиций, так и в контексте перспектив геополитического, экономического и культурного со- трудничества стран Содружества независимых государств.
Являются ли медресе и общеобразовательные школы взаимоисключающими? Влияние образовательных учреждений на идентичность британских мусульман
В настоящей статье представлены результаты изучения взаимоотношений между мусуль-
манскими школьниками и учителями: с одной стороны, с учителями медресе (учреждений
дополнительного образования), а с другой – с учителями общеобразовательных школ. Иссле-
дование актуально в контексте пристального внимания британского общества к образова-
тельным организациям, в которых учатся школьники-мусульмане, и практики нормативного
регулирования их деятельности со стороны правительства.
Авторы рассматривают методику преподавания, принятую в двух школах, и ее влияние на
развитие учащихся. Британские мусульмане поднимают проблему сохранения их идентич-
ности. Существует общественная позиция, которая диктует разнообразие в культурной,
религиозной и образовательной сферах. Однако это мнение вызывает противоречивую по-
лемику, в центре которой – мусульманская молодежь, ведущая достаточно изолированную
жизнь.
Исследование проводилось в центральной части города. В работе приняли участие 22 под-
ростка, разделенных на две группы: нынешние и бывшие ученики медресе в возрасте от 11 до
19 лет. Феноменологический анализ данных показал, что за последние десять лет отношение
школьников-мусульман к их учителям в медресе и общеобразовательной школе изменилось:
у бывших учеников медресе были более тесные отношения с педагогами основной школы.
Этот факт объясняется тем, что преподаватели медресе раньше требовали в основном меха-
нического запоминания, а студенты отмечали их чрезмерную строгость и отсутствие взаимо-
действия на занятиях. Нынешние ученики, напротив, считают, что учителя медресе «веселые
и добрые», они «развивают личность учеников», рассматривая их как ценный капитал, высту-
пают воспитателями нравственности, формируя качества хорошего человека.
Авторы настоящего эмпирического исследования проанализировали мнения британских
школьников-мусульман об их иностранных учителях и имамах, получивших образование в
Великобритании, о связи ислама с жизнью в этой стране, о деятельности онлайн-наставни-
ков, прошедших педагогическую подготовку внутри страны. В результате было определено,
что общеобразовательная школа и медресе не должны исключать друг друга: их взаимодейс-
твие в сфере подготовки учителей и разработки учебных планов поможет мусульманской мо-
лодежи в плюралистической Великобритании. Данная работа предоставляет молодым бри-
танским мусульманам платформу, на которой они могут делиться опытом и давать полезные
рекомендации руководителям и учителям как медресе, так и общеобразовательных школ.