Актуальность исследования проблемы формирования профессиональной надежности бу-
дущих педагогов обусловлена социальным заказом на подготовку в вузе педагогических ра-
ботников с новыми профессиональными качествами. Необходимость выполнения данного
социального заказа определяет социокультурную и научную значимость исследований, по-
священных поиску способов развития у будущих педагогов таких качеств.
Данная статья выполнена в рамках авторского докторского диссертационного исследования,
подготовленного к защите.
Цель исследования состояла в выявлении психологических механизмов профессиональной
надежности будущих педагогов.
Методологическую базу исследования составили субъектный и личностно развивающий под-
ходы.
Ведущими методами исследования являлись: психологическое тестирование, экспертное
оценивание и педагогический эксперимент. Были использованы: методика диагностики
идентичности (Schneider, 2007), методика диагностики рефлексивности (Karpov, 2003), карта
диагностики профессиональной надежности будущих педагогов (Osadchuk, 2007). Проведен-
ный педагогический эксперимент являлся естественным экспериментом, т. к. осуществлялся
в условиях, привычных для обучающихся. Этот эксперимент был проведен в Омском госу-
дарственном педагогическом университете (Россия), в нем приняли участие 75 студентов и 4
преподавателя.
Результаты. В статье приведены экспериментальные данные, показывающие существование
связей между показателями профессиональной надёжности, идентичности и рефлексивно-
сти будущих педагогов.
Вывод. Гипотеза исследования подтвердилась: психологическими механизмами формирова-
ния профессиональной надежности будущих педагогов выступали механизмы идентифика-
ции и рефлексии.
Новизна. Впервые представлен разработанный и апробированный в опытно-эксперимен-
тальной работе комплекс педагогических средств, актуализирующих психологические меха-
низмы формирования профессиональной надежности будущих педагогов. Данный комплекс
составили: типы самостоятельных работ, приемы мотивирования, методы обучения, тактики
педагогической поддержки.
Статья содержит разработанную автором карту диагностики профессиональной надежности
будущих педагогов, которая может выступать одним из инструментов мониторинга качества
образования в педагогических вузах.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их ис-
пользования при проектировании образовательных программ, методической документации,
а также мероприятий, связанных с обновлением педагогического образования.
Ключевые слова : идентификация
Имитационное обучение: учитель как ролевая модель
Знания, необходимые для обучения, можно разделить на три группы: знания, необходимые
для практики, знания, используемые на практике, и знания о практике. Знания, необходимые
для практики, приобретаются во время теоретической подготовки. Как только этот процесс
называется «знания, используемые на практике». Данный этап способствует профессиональ-
ному развитию учителей. Этот процесс является неотъемлемой частью профессии учителя,
во время которого крайне важно постоянно приобретать предметные знания, профессио-
нальные навыки, развивать личные компетенции и принимать участие в исследовательской
деятельности.
Современные технологии ведут к быстрым изменениям во всех областях жизнедеятельности
человека по всему миру. Новые тенденции мирового развития требуют активного вовлече-
ния школ в этот процесс. Образовательная система нуждается в реорганизации и адаптации к
новым изменениям. Роль учителей в системе образования также меняется. При этом учитель
остается образцом для подражания для всех учеников.
Социальная роль учителей имеет решающее значение, когда речь идет об индивидуальном
развитии ученика и о развитии общества в целом. Родители задают модель поведения на са-
мых ранних этапах развития детей. Учителя и сверстники играют наиболее важную роль на
более поздних этапах развития и становления детей.
Одной из самых важных форм обучения согласно мнению американского психолога Альбер-
та Бандуры является подражание учениками поведению учителя. Ученик имитирует моде-
ли поведения, социальные ценности, отношения, навыки, а также изменяет традиционные
способы поведения. Имитационное обучение обладает большим потенциалом, большим, чем
другие способы обучения. Для имитационного обучения очень важна эмоциональная связь
между учеником и учителем.
Существует три варианта имитационного обучения: идентификация, подражание и ролевое
обучение. Идентификация – это бессознательное подражание образцам поведения других
людей. Дети обычно имитируют родителей, учителей, героев мультфильмов, перенимают
моральные нормы, адаптируют взгляды и изменяют свои поведенческие модели. Идентифи-
кация подразумевает принятие внутренних характеристик, системы моральных ценностей,
личностных качеств.
Обучение по модели: позиция учителя на практике
Роль учителя в социализации детей младшего школьного возраста уступает по степени важ-
ности только влиянию родителей. Именно социальная роль педагога определяет индиви-
дуальный рост учащихся и формирует процесс развития общества в целом. Постоянно со-
вершенствующийся, компетентный педагог является ключевой фигурой в образовательном
процессе. Под влиянием перемен в современной жизни, развития технологий и других со-
циальных подвижек роль учителя в системе образования претерпевает большие изменения,
сохраняя вместе с тем свою важность в деле образования и воспитания. Учитель остается
моделью поведения – примером для своих учеников. Эта модель меняется в соответствии с
социальным контекстом, что обуславливает многоаспектность и сложность создания новой
модели учителя – теоретической модели, модели в понимании учащихся и модели, осознава-
емой самими учителями. В данной статье рассматриваются все эти аспекты.
Существует три формы обучения по модели: идентификация, имитация и ролевое обучение.
Учитель является моделью, которая имеет большое значение для процессов формирования
социальной идентичности и личности ребенка.
Чтобы рассмотреть роль учителя и подчеркнуть важность модели учителя, мы провели опрос
в начальных школах Белграда. 253 школьника (в возрасте 13-15 лет) и 13 педагогов приняли
участие в опросе, показав широкий спектр позиций в оценке деятельности учителя. Мы при-
шли к выводу, что учащиеся уделяют больше внимания предмету, если им нравится препо-
даватель; что личные качества учителя и его компетенции очень важны для учащихся – они
определяют качество процесса обучения. Учитель – это не только субъект, занимающийся
передачей знаний, но еще и важная модель поведения и обучения.