В статье обосновывается, что для построения эффективного варианта индивидуальной образовательной программы развития ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) необходимо учитывать уровень сформированности его образовательного потенциала. Профиль образовательного потенциала детей дошкольного возраста с РАС, по мнению авторов, содержит 11 показателей. Цель статьи – изучить специфику образовательного потенциала дошкольников с РАС для разработки варианта индивидуального маршрута развития. Предлагаемые методики рассчитаны на дошкольников с РАС и адаптированы группой авторов Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС. В результате исследования выявлен минимальный уровень развития базовых коммуникативных и речевых навыков; на низком уровне развития находятся игровая и познавательная сферы: трудности в переработке информации, нарушение формирования картины мира ребенка. Такие параметры образовательного потенциала, как «социальное поведение», «восприятие», «художественно-эстетическое развитие», «мелкая моторика», «самообслуживание» и «дезадаптивное поведение», находятся практически на одном уровне несформированности. Наиболее развита (на уровне частичной сформированности) «крупная моторика». Результаты исследования показали значимость изучения образовательного потенциала ребенка для дальнейшей разработки индивидуальных маршрутов образования дошкольников с РАС в целях оптимизации процесса адаптации к социуму, эффективному обучению, реализации себя как социализированного субъекта общества.
Ключевые слова : дошкольники
Связь цифрового компонента обучения и развития детей дошкольного и школьного возраста: обзор исследований и международных образовательных практик
Актуальность исследования обусловлена распространением онлайн-обучения и отсутствием научно обоснованных критериев для анализа и конструирования новых образовательных программ. В статье представлен обзор международных исследований, посвященных следующим темам: влияние интернета на психическое развитие и академические результаты детей 5-12 лет; взаимосвязь использования инструментов цифрового обучения и формирования компонентов развития когнитивной и коммуникативной сферы; влияние цифрового компонента обучения на академические достижения учащихся; обучение детей основам программирования с целью формирования у них вычислительного мышления. В результате библиометрического анализа баз научного цитирования были выделены статьи, связанные с цифровой трансформацией дошкольного и начального обучения. Число таких статей за период с 2000 по 2020 г. для Scopus составило 1709, а для Web of Science 984. На основе анализа встречаемости ключевых слов в записях были выделены кластеры взаимосвязанных понятий. Три кластера для Web of Science связаны с сетью интернет, игровыми обучающими приложениями и вычислительным мышлением. В дальнейшем мы проанализировали 60 источников, наиболее полно представляющих указанные три кластера. Выводы: большинство исследований строится на сравнении значимости психолого-педагогического эффекта традиционного обучения и обучения с использованием цифровых технологий. Противоречивые данные о влиянии цифровых сред на образовательные результаты говорят о том, что разработка психолого-педагогической типологии механизмов онлайн-обучения, которая бы учитывала особенности взаимодействия ребенка, учителя и цифровой среды, носит актуальный характер.
Специфика структурно-функциональных характеристик прогнозирования у детей дошкольного возраста с нарушением речи
Способность к прогнозированию является одним из важных аспектов психического разви-
тия человека, в частности, отмечается взаимосвязь прогностической компетенции и про-
цесса социализации. Как показывают психологические исследования, дети с особыми обра-
зовательными потребностями, в том числе дети с общим недоразвитием речи, в сравнении
с их сверстниками без речевой патологии более подвержены нарушению социализации
и возникновению школьной дезадаптации, что влияет на успешность обучения. Такие дети
испытывают трудности в соблюдении социальных норм при осуществлении своих целей,
так как не могут предвосхитить последствия определенной ситуации, что может привести к
девиантному поведению и школьной неуспеваемости. С целью изучения структурно-функ-
циональных характеристик прогнозирования у дошкольников с общим недоразвитием речи
в данной работе проанализированы имеющиеся в научной литературе результаты исследо-
ваний по данной проблеме, представлены результаты собственного экспериментального ис-
следования, проведенного с помощью методики «Прогностические истории», разработанной
преподавателями кафедры психологии и педагогики специального образования Казанского
федерального университета, и сравнительный анализ данных, полученных в ходе проведён-
ного эксперимента. Как показало наше исследование, дети дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи демонстрируют более низкие показатели по всем характеристикам
прогнозирования в сравнении с их нормотипичными сверстниками, имеют специфические
особенности прогноза вследствие речевой патологии и недостатков высших психических
функций, значимыми из которых являются недостаточность когнитивной функции прогно-
зирования и прогноза высказывания. Недостатки прогностической способности у дошколь-
ников с речевой патологией обуславливают риск возникновения социальной дезадаптации,
что требует внимания специалистов в области специального образования. Полученные нами
данные расширяют научные представления о прогностической компетентности дошколь-
ников с общим недоразвитием речи, дополняют картину ее специфических особенностей,
выделяют наиболее значимые недостатки процесса прогнозирования данной категории де-
тей. Это позволяет определить направления работы по развитию прогностических функций
у дошкольников с общим недоразвитием речи, а также предотвратить или минимизировать
проявления школьной дезадаптации.