Данная статья рассматривает процесс перехода на дистанционное обучение в контексте пандемии COVID-19 как инновацию и показывает, что экстремально быстрый характер распространения инноваций в контексте перехода на дистанционное обучение не соответствует классической модели диффузии инноваций Э. Роджерса. По результатам анализа авторы дополняют теорию инновации специфической моделью шоковых инноваций, описывающей феномен одномоментных трансформаций. Для этого подробное описание процесса диффузии инноваций было сужено до трех основных характеристик и разложено на трехуровневую модель (микро-, мезо- и макроуровень). Выделенные из собранных интервью (N=10) нарративы директоров российских школ, раскрывающих инновационные процессы в момент перехода на дистанционное обучение, сопоставлены со свойствами этой трехуровневой модели. Было выявлено, что шоковая инновация характеризуется тем, что 1) изначальный импульс имеет внешний для системы источник, 2) требует обязательной реакции (вынужденного изменения); 3) проявляется в инновационном «рывке» за счет экстремальной мобилизации ресурсов и 4) в «уплотнении» традиционных инновационных процессов распространения инновации на трех уровнях – индивидуальном (микро), групповом (мезо) и системном (макро). Раздел дискуссии раскрывает аспекты, в которых выявленные характеристики инновационного процесса в момент экстренного перехода на дистанционное обучение должны быть учтены при планировании развития школ и заполнении дефицитов образовательной системы, порожденных вызовами пандемии.
Ключевые слова : дистанционное обучение
Творческая активность студентов: возможности смешанной модели консорциума
В реалиях современного мира практически в любой профессиональной сфере требуются специалисты с инновационным мышлением, умеющие решать нестандартные задачи, способные по-новому взглянуть на привычную деятельность и предложить прорывные решения. Такие специалисты особенно важны при серьезных вызовах глобализации, подобных пандемии. В связи с чем одной из важных задач образования становится развитие творчески активной, самостоятельной личности, готовой к созданию новых форм общественной жизни, способной к преобразованию действительности, направленной на саморазвитие. Цель исследования заключается в разработке и апробации смешанной модели консорциума по развитию творческой активности студентов. Ведущим методом в исследовании данной проблемы стал формирующий эксперимент. В исследовании был использован диагностический инструментарий с учетом компонентов, критериев и показателей развития творческой активности студентов. В эксперименте приняло участие 167 человек, из которых 87 – студенты Казанского федерального университета, 80 – студенты Вятского государственного университета. Результатом исследования стала смешанная модель консорциума по развитию творческой активности студентов, которая позволяет преподавателям использовать стратегии активного обучения и включать студентов в постепенно усложняющуюся образовательную онлайн-деятельность, обеспечивающую развитие мотивации учения, творческого потенциала и креативных способностей личности.
Школа в период самоизоляции: что мешает и что помогает подросткам учиться?
В 2020 году распространение эпидемии коронавируса привело к массовому переходу школ на дистанционное обучение, последствия которого необходимо изучить. Все участники образовательного процесса вынуждены адаптироваться к новым обстоятельствам, перестраивать способы коммуникации, распределение времени, формы досуга под новую реальность. Данная статья посвящена изучению опыта обучения, общения и досуга подростков в условиях закрытия школ, факторов риска в контексте адаптации к смене формата обучения. Тематический анализ ряда полуструктурированных интервью с подростками 13 – 17 лет из Москвы, Рязани, Томска, Московской и Свердловской областей позволяет охарактеризовать пять наиболее значительных факторов, затрудняющих или облегчающих адаптацию школьников к переходу на дистанционное обучение. Сюда входят: школа и отношения с учителями; дополнительное образования и хобби; отношения со сверстниками; семейный контекст; индивидуально-личностные характеристики школьников. Пилотажный характер данного исследования и небольшая выборка ограничивают возможности экстраполяции выводов на все группы российских школьников, однако позволяют продемонстрировать комплексный характер трудностей, с которыми сталкиваются подростки, и продемонстрировать широкий диапазон ресурсов для их преодоления. С опорой на результаты разработаны рекомендации, которые могут быть использованы руководством образовательных организаций, педагогами и родителями для снижения стресса школьников и облегчения их адаптации к дистанционным форматам.
Дистанционное обучение профессиональной межгрупповой коммуникации студентов нелингвистических специальностей
Актуальность проведенного исследования обусловлена существенными изменениями на рынке труда, вызванными цифровой трансформацией современного мира, когда резко возрос спрос на специалистов, способных обучаться в электронной среде, а также осуществлять межкультурную коммуникацию и сотрудничество с удаленными деловыми партнерами. В связи с этим авторами выявляются основные трудности, возникающие в процессе обучения межгрупповому диалогу и профессионально ориентированному взаимодействию студентов нелингвистических специальностей, а также предлагаются новые организационно-методические подходы, направленные на преодоление этих трудностей. Цель исследования – апробировать экспериментальную методику дистанционного обучения диалогической речи на иностранном языке в качестве средства адаптации студентов-нелингвистов к межгрупповой коммуникации в цифровом пространстве. Методами исследования данной проблемы стали эксперимент, наблюдение, анкетирование открытого и закрытого типов. Значимость полученных данных проверялась с помощью парного t-критерия Стьюдента и критерия Фишера. В статье выполнено описание апробации экспериментальной методики дистанционного обучения общению в виртуальной среде, имитирующей профессиональное межкультурное взаимодействие. Разработанные авторами организационно-методические подходы дают возможность формировать обучающую иноязычную среду, позволяющую тренировать у студентов-нелингвистов навыки межгрупповой коммуникации на иностранном языке с географически удаленными партнерами. Апробированные педагогические инструменты способствуют повышению результативности обучения студентов, имеющих невысокий входной уровень владения иностранным языком. Представленные в статье материалы позволят продолжить работу над созданием новых технологий массового обучения иностранным языкам в дистанционном формате и будут востребованы специалистами в области педагогики высшей школы.
Развитие интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного обучения
В статье говорится о необходимости содействовать оперативному развитию интегративных качеств учителей начальных классов, попавших в условия удаленной организации образовательного процесса. Авторы предлагают рассмотреть и обсудить механизм сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальных классов в условиях дистанционного и гибридного обучения.
Анализ научной литературы, детализация структуры интегративных качеств учителя, проектирование процесса их удаленного формирования в современных условиях обусловили возможность успешного развития интегративных качеств учителей начальных классов с применением выверенного механизма сопровождения их профессиональной подготовки в условиях дистанционного и смешанного обучения.
Формирование и развитие у учителей интегративных качеств, обеспечивающих успешную реализацию современной образовательной доктрины, становится необходимой задачей образования и развития педагога и ключевой компонентой его педагогического мастерства. Профессиональная деятельность педагога предъявляет особые требования к скорости ее выполнения и реакции на происходящие процессы. Как и любая другая деятельность, выполняемая ежедневно, деятельность педагога включает установленные действия, определяемые необходимыми интегративными качествами учителя. Особенности профессиональной деятельности педагога основываются на неопределенности и динамике процесса обучения, который не может быть чем-то застывшим и неизменным. Образовательный процесс, как живой организм, может постоянно трансформироваться, благодаря чему сохраняет жизнеспособность.
Целью настоящего исследования явилось выявление и теоретическое обоснование механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителей начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения. Нами была предпринята попытка решения ряда вопросов с помощью таких методов исследования, как анкетирование, полуструктурированное интервью, сопоставительный анализ, педагогическое моделирование.
В статье представлены результаты анкетирования и интервью учителей начальной школы сельских населенных пунктов, поселков городского типа и городов Республики Татарстан. На основе интерпретации результатов исследования:
— выявлены компоненты механизма сопровождения и методической поддержки развития интегративных качеств учителя начальной школы в условиях дистанционного и смешанного обучения: организационный (структурный) компонент, содержательно-процессуальный компонент, информационно-образовательный компонент и аналитико-результативный (рефлексивный) компонент;
— определены функции данного механизма и условия его успешного функционирования;
— приведены некоторые интересные факты и наблюдения из опыта дистанционной работы учителей начальной школы.
Достижения учеников в области математики: сравнительный анализ показателей в период до и после пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 способствовала переходу от очного образования к онлайн и дистанци-
онному образованию. Изменения произошли не только в методах преподавания, но и в стра-
тегиях и стандартах оценивания. Исследование нацелено на сравнение оценок по математике,
полученных учащимися в период до и после пандемии COVID-19, и, в частности, на изучение
различий в промежуточных и итоговых оценках учащихся Италии. Для достижения поставленной цели был проведен анализ успеваемости 231 ученика средних и старших классов школ
Италии. Результаты, полученные с помощью Т-критерия Вилкоксона (непараметрического
статистического теста), свидетельствуют о статистически значимой разнице в оценках, по-
лученных в период до и после локдауна, вызванного COVID-19. Полученные в конце года
итоговые оценки оказались выше, чем оценки в период до локдауна. Кроме того, согласно
полученным результатам, более половины учащихся из выборки по окончании учебного
года также получили более высокий балл. В ходе исследования изучались гендерные отличия
в успеваемости по математике. В научной литературе, посвященной данной тематике, до сих
пор не существует единого мнения о том, существует ли гендерное преимущество мальчи-
ков над девочками в изучении математики или наоборот. По итогам первого семестра были
получены статистически значимые различия, согласно которым школьницы превосходили
школьников. При этом в конце учебного года гендерных различий обнаружено не было. По-
лученные результаты свидетельствуют о том, что при анализе оценок учащихся, полученных
ими до и во время локдауна во время пандемии COVID-19, следует проявлять особую осто-
рожность, поскольку нельзя исключать вероятность завышения успеваемости учащихся. За-
вышенные оценки, не отражающие реальные знания и компетенции студентов, могут ввести
преподавателей и работодателей в заблуждение, так как могут содержать ложную информа-
цию о качестве знаний выпускников.
От проблем к возможностям: реорганизация педагогического образования в период пандемии COVID-19 в постсоциалистических странах
Пандемия Covid-19 еще далека от завершения, но нет сомнений в том, что исследователи
в области образования будут анализировать изменения, произошедшие в преподавании и
обучении, в течение многих последующих лет. Никто не может быть уверен, что новые вол-
ны и модификации заболевания не заставят человечество кардинально изменить образова-
тельные технологии. В связи с этим представляется необходимым, чтобы все мероприятия
по трансформации образования были научно задокументированы и проанализированы, что
позволит сформировать базу данных, необходимых для дальнейшей работы. Важно также,
чтобы эта работа осуществлялась в контексте территориально близких стран, исторически
связанных друг с другом, но по-разному реагировавших на пандемию, что обусловлено эко-
номическими, социальными, культурными и географическими факторами. Перспективным
в этом отношении является исследование образовательных процессов в постсоциалистиче-
ских странах Центральной и Восточной Европы, имевших во второй половине ХХ века во
многом схожие принципы построения национальных образовательных систем, но серьезно
изменившихся под влиянием реформ последних тридцати лет. Сопоставление кейсов пяти
университетов России, Германии, Болгарии, Чехии и Приднестровья позволило не только
выявить общие проблемы, но и оценить эффективность мероприятий по реорганизации
высшего образования в период пандемии COVID-19 с целью сохранения и повышения каче-
ства подготовки учителей.