Первая волна пандемии коронавируса привела к сильнейшему в истории человечества раз-
рыву в системе образования. Все образовательные учреждения были вынуждены перевести
свои образовательные процессы из очного в дистанционный формат. При этом некоторые
из них располагали более благоприятными условиями и более опытным персоналом для
осуществления этого перехода, другим пришлось начать создание соответствующих усло-
вий, причём как со стороны преподавателей, так и со стороны учащихся. В настоящее время
проводится множество исследований и анализов влияния пандемии коронавируса на об-
разование. В настоящей статье рассматривается конкретный исследовательский вопрос ис-
пользования школами и образовательными учреждениями опыта первой волны пандемии
коронавируса для обеспечения устойчивого качественного образования в условиях панде-
мии. Авторы представляют в своей работе результаты сравнительного исследования, осно-
ванного на результатах двух опросов в форме анкеты, проведенных в конце первой волны
пандемии коронавируса и во время второй волны. В ходе исследования рассматривались три
области: качество проведения дистанционного учебного процесса, техническое оснащение,
используемое студентами, мнение и опыт студентов о дистанционном обучении, а также вли-
яние домашнего обучения (атмосфера дома) на обучение студентов. Авторы статьи предста-
вили и более детально рассмотрели первую из этих трех областей, в частности, проанализи-
ровали, как опыт первой волны пандемии был применен в образовательном учреждении, в
котором они работают, для предотвращения негативного влияния пандемии на образование
и сохранения надлежащего качества образования, которое учреждение предоставляет своим
студентам.
Ключевые слова : дистанционное образование
Программы обучения взрослого населения в условиях социального дистанцирования: анализ данных платформ-интеграторов непрерывного образования
Настоящая публикация посвящена анализу трансформации программ, направленных на
обучение взрослого населения, в условиях социального дистанцирования и перехода на
дистанционный формат обучения в связи с распространением коронавирусной инфекции
в Российской Федерации. Источником сбора данных послужили платформы-интеграторы,
предоставляющие программы непрерывного образования (Coursera, Timepad, Edumarket).
Изменение предложения программ исследуется на основе контента-анализа образователь-
ных мероприятий, предлагаемых в 2019 году и в 2020 году.
Спрос на образовательные курсы среди взрослого населения в первой половине 2020 года
по сравнению с прошлым годом вырос в 2,5 раза в связи с распространением коронавирус-
ной инфекции в Российской Федерации, однако только 19% новых слушателей готовы про-
должить обучение после снятия карантинных мер. Выявлено, что основная масса программ
в условиях социального дистанцирования концентрируется в сфере приобретения надпро-
фессиональных навыков. Основное увеличение произошло за счёт распространения курсов
по развитию стрессоустойчивости, лидерства, продуктивности, открытию собственного дела,
хобби и изобразительного искусства, изучению иностранных языков, поддержки детско-ро-
дительских отношений. В то же время доля предлагаемых программ, направленных на обнов-
ление навыков в профессиях, предусматривающих социальные коммуникации, подверглась
значительному снижению. При этом произошло увеличение доли образовательных меропри-
ятий и курсов в IT-сфере (развитие блога / сайта, машинное обучение, программирование),
медицине (обеспечение собственной безопасности в условиях коронавирусной инфекции,
профилактика COVID-19 и т.д.).
Представленный материал будет интересен руководителям и специалистам подразделений
дополнительного профессионального образования вузов, профессиональных образователь-
ных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, службам
занятости, а также взрослым гражданам, занимающимся самообразованием и наращиванием
собственных компетенций.
Использование педагогом социальных сетей в воспитании школьников
Статья посвящена потенциальным возможностям использования социальных сетей для рас-
ширения воспитательного пространства образовательной организации, для решения задач
социализации подрастающего поколения. Актуальность проблемы обусловлена противоре-
чием между общественной потребностью в гармоничном развитии ребенка и недостатком
научного знания об организации воспитательной деятельности в интернет-среде, в том числе
в социальных сетях. Цель статьи – выявить опыт успешного интернет-взаимодействия пе-
дагогов и обучающихся, формы воспитательной деятельности и организации событийных
ситуаций в социальных сетях.
Исследование проведено в феврале-октябре 2020 г. на основе анализа документов образова-
тельных организаций и контента открытых официальных аккаунтов образовательных орга-
низаций в социальных сетях «ВКонтакте» и «Инстаграм». Комплексное использование таких
методов, как наблюдение, количественная обработка данных, экспертная оценка, было на-
правлено на выявление форм воспитательной деятельности, перспективных для реализации
в социальных сетях в режиме онлайн.
Выявлено, что, несмотря на разнообразие тематики и стилистики, контент официальных
аккаунтов школ в основном носит «мероприятийный характер»: аккаунты имеют вид но-
востной ленты, не содержат материалов, которые могли бы вызвать у детей яркие эмоции и
ощущения, стать источником переживаний, ценностных установок, опыта взаимодействия
с людьми, не предоставляют детям возможностей для самопознания, самоопределения, са-
мореализации, не поддерживают их инициативы, то есть не становятся местом обретения
социального опыта. Для развития воспитательной системы образовательной организации
необходимо расширять практики организации сетевых образовательных событий, что пред-
полагает создание разновозрастных детско-взрослых коллективов для совместного плани-
рования, организации, проведения, подведения итогов творческих дел. В качестве примера
реализации принципов успешного субъект-субъектного взаимодействия между педагогом-
воспитателем и обучающимися в социальных сетях рассмотрено ведение тематического
инстаграм-аккаунта школы. Анализ и обобщение практического опыта позволили выявить
закономерности создания детско-взрослых общностей в социальных сетях с учетом специ-
фических, отличных от традиционных, правил сетевой коммуникации.
Открытое и дистанционное неформальное обучение для саморазвития в течение всей жизни: современные практики и перспективы их использования в контексте Российской Федерации
Непрерывное неформальное обучение играет очень важную роль в процессе саморазвития и
наращивания знаний и навыков, требуемых в современном стремительно меняющемся мире.
Данная статья рассматривает использование методов и технологий открытого и дистанци-
онного образования для обеспечения неформального обучения в развивающихся странах в
целях сокращения неравенства, развития доступности образования и стимулирования ус-
тойчивого социально-экономического и экологобезопасного развития. После рассмотрения
основных тенденций статья обращается к размышлению о возможных перспективах исполь-
зования существующих методов и технологий в целях поддержания социально-экономичес-
кого развития Российской Федерации.