Цифровизация образовательной среды и индивидуализация обучения являются основными мировыми трендами трансформации образования. Формирование индивидуальной траектории обучения для каждого студента и повышение эффективности его учебной деятельности с учетом входного уровня знаний и навыков, индивидуальных особенностей восприятия информации и скорости освоения новых знаний становится возможным благодаря цифровым технологиям. Инструменты учебной аналитики, используемые для анализа данных цифрового следа обучающегося, позволяют не только предсказывать успешность или неуспешность обучающегося на последующих этапах освоения курса, но и выстраивать наиболее оптимальный путь достижения обучающимся целевых результатов обучения, реализуя принципы адаптивного обучения. Целью данной работы является разработка и практическая апробация методики адаптивного обучения при реализации учебной дисциплины в университете. Разработанная методика адаптивного обучения основана на использовании инструментов анализа данных для формирования уникальной для каждого студента индивидуальной учебной траектории в рамках изучения курса «Иностранный язык». На выборке в 5 154 студента проведен сравнительный анализ различных моделей обучения. Сделан вывод о преимуществе адаптивного обучения, реализуемого в смешанной модели, которая предполагает активную роль преподавателя в части мониторинга успешности студента и принятия решений на основе рекомендаций системы. Успешный опыт апробации методики адаптивного обучения на примере реализации дисциплины «Иностранный язык» свидетельствует о практической значимости результатов исследования и возможности их использования для внедрения адаптивного обучения в вузах.
Ключевые слова : высшее образование
Проблемы и возможности подготовки специалистов для работы с детьми с задержкой психического развития в системе высшего образования
В современном быстро меняющемся мире происходит смена ценностных ориентаций и образовательных парадигм, социально-экономических, политических, либерально-общественных и научных условий. Эти процессы затрагивают и систему подготовки кадров для работы с разными категориями детей, в том числе с задержкой психического развития. Цель данной работы – изучить, проанализировать и объективно сопоставить структуру подготовки бакалавров, способных к созданию особых условий обучения и воспитания для детей с ЗПР, выявить общие элементы указанной подготовки. Изучение отечественной практики подготовки специалистов для работы с лицами с ЗПР имеет важное значение для конкретизации содержания профильного образования. В работе использовался сопоставительный анализ профилей подготовки в рамках дефектологического, психолого-педагогического и педагогического направлений подготовки. При этом авторы также выполнили анализ основных профессиональных образовательных программ и рабочих программ профильных дисциплин, направленных на подготовку дефектологов, педагогов и психологов к работе с детьми с ЗПР. Исследование расширило представление о зависимости структуры и содержания подготовки кадров для работы с детьми с ЗПР от будущих сфер профессиональной деятельности; влияния результатов исследований, концепций ведущих ученых, отстаивающих приоритет дефектологов в обучении и воспитании детей с ЗПР. По результатам исследования получено разностороннее описание структуры подготовки психолого-педагогических и дефектологических кадров путем выявления факторов, которые могут воздействовать на организацию оптимальной профильной подготовки бакалавров. Авторы декларируют идею о профильном профессиональном дефектологическом образовании педагогов, готовых к работе с детьми с задержкой психического развития. Полученные результаты исследования могут быть использованы для проектирования учебных модулей в структуре курсов, содержание которых максимально эффективно обеспечивает формирование профильных компетенций для работы с детьми с ЗПР.
Мнение студентов о внедрении принципов управления качеством и о качестве услуг в высших образовательных учреждениях
Цель данной работы – на основе опроса студентов исследовать реализацию принципов управления качеством в высших образовательных учреждениях и реальный уровень качества услуг, предоставляемых вузами. В исследовании приняли участие 570 студентов из государственных и частных университетов острова Банка провинции Банка Белитунг (Индонезия). Авторы провели количественное исследование с применением корреляционного анализа. Полученные данные показали, что в университетах степень внедрения принципов управления качеством имеет высокую корреляцию с качеством предоставляемых услуг (r = 0.88). Результаты исследования подтвердили, что чем лучше реализованы принципы управления качеством (развитие сотрудничества, кадровые ресурсы, непрерывное развитие, процессный подход к управлению, лидерство, ориентация на процесс и последовательность целей высшего образования), тем выше качество услуг, предоставляемых студентам.
Аспекты профессионального развития практикующих и будущих педагогов: факторы и вызовы
В статье рассмотрены особенности профессионального развития и саморазвития педагогов и студентов педагогических направлений России, Индии, Бразилии.
Исследователи России рассмотрели аспект влияния активности будущих педагогов в цифровой среде на их профессиональное развитие и саморазвитие, а также взаимосвязь профессионального развития с самоопределением студентов, а именно с постановкой целей обучающимися. Эмпирически была выявлена взаимосвязь между цифровой активностью студентов педагогической магистратуры и стремлением к профессиональному саморазвитию, которое, в свою очередь, зависит от выраженности целей, соответствующих направленности на получение педагогической профессии.
Исследование индийских ученых направлено на изучение влияния качества жизни учителей на эффективность их профессионального развития. Было установлено, что большинство индийских учителей имеют низкий уровень профессионального развития. Были выявлены факторы, негативно влияющие на уровень профессионального развития учителей, а именно: низкий финансовый статус, неблагоприятная семейная среда, физическое и психологическое благополучие, гарантия занятости. Ученые также выделили причины низкого профессионального развития, включающие нехватку времени, отсутствие собственной ответственности за профессиональное развитие.
Бразильское исследование посвящено рассмотрению особенностей социальных представлений начинающих учителей о педагогическом образовании и профессиональном развитии в высшей школе. Авторами были выявлены социальные представления учителей об их педагогической практике с учетом четырех категорий: планирование, дидактические процедуры; оценивание и отношения учитель-ученик.
В статье также представлены рекомендации для дальнейшего совершенствования практики преподавания и создания среды для профессионального развития педагогов с учетом полученных результатов по всем трем блокам стран-участниц данного исследования.
Проектирование новых образовательных программ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»
Увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в различ-
ных институциональных условиях, определяет необходимость анализа образовательных про-
грамм подготовки учителей-дефектологов с позиции их актуальности и востребованности.
Традиционные профили, составляющие основу отечественной системы профессионального
образования в области специальной психологии и коррекционной педагогики (логопедия,
олигофренопедагогика, сурдопедагогика и другие), не могут в полной мере удовлетворить
запросы общества в обеспечении психолого-педагогического сопровождения всех категорий
обучающихся с нарушениями психического и физического здоровья.
В процессе изучения образовательных программ по направлению «Специальное (дефектоло-
гическое) образование» уровня бакалавриата и магистратуры, представленных в организаци-
ях высшего образования, находящихся в подчинении Министерства просвещения Россий-
ской Федерации, авторами выделены общие тенденции подготовки учителей-дефектологов;
выявлены категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, образование и психо-
лого-педагогическое сопровождение которых не обеспечено профессиональными кадрами;
определены факторы, влияющие на появление новых образовательных программ, их обо-
снованность, значение для развития системы коррекционно-педагогической помощи лицам
с особыми образовательными потребностями.
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на
структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким об-
учающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, по-
мощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитури-
ентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего
образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государ-
ственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпуск-
ников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из
16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х клас-
сов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили жела-
ние принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках
государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации:
Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Орен-
бургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и
муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Ре-
комендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества
высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьер-
ного роста.
Развитие цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке: обзор исследований
Проблема развития цифровых компетенций и цифровой грамотности в XXI веке является
одной из самых актуальных в теории и практике современного образования. Актуальность
вопроса подтверждается высокой востребованностью на рынке труда специалистов, владею-
щих цифровыми компетенциями. В статье систематизирована информация и представлены
тенденции публикационной активности авторов в области цифровой деятельности. Акцент
сделан на углубленное изучение тематики в сфере высшего образования. Обзорно-аналитиче-
ская работа проведена по данным научных баз Web of Science, Google Scholar, RSCI (eLibrary).
Основу анализа составили 120 наиболее цитируемых публикаций за период с 2000 по 2020
годы, в статье представлен итоговый обзор по 55 из них. В работе содержится авторское визу-
ально-графическое представление результатов. В частности, применяемые в научном обихо-
де понятия, связанные с цифровой деятельностью, представлены в виде пирамиды: от базо-
вого понятия «цифровые навыки» до наиболее широкого понятия «цифровая грамотность».
«Облако слов» отражает наиболее часто употребляемые в научных трудах слова о деятельнос-
ти человека в цифровой сфере. Автором представлена графическая визуализация факторов,
влияющих на формирование и развитие цифровой грамотности и цифровых компетенций
студентов университета. Полученные результаты могут быть интересны исследователям,
преподавателям, руководству университетов при реализации образовательных программ.
Изучение образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью
Наличие ограничений по здоровью обучающихся, имеющаяся инвалидность влияют на структуру и содержание их образовательных потребностей. В некоторых случаях таким обучающимся может потребоваться особая консультативная помощь в профориентации, помощь в социально-психологическом сопровождении в процессе получения образования.
Целью настоящего исследования явились анализ образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью и разработка рекомендаций по расширению доступности высшего образования для данной категории молодежи. Исследование проводилось в рамках Государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации.
Мы провели мониторинг образовательных потребностей абитуриентов с инвалидностью с использованием опросного метода в форме интернет-анкетирования.
В статье представлены результаты мониторинга образовательных потребностей 170 выпускников российских школ с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья из 16 общеобразовательных организаций, в которых проходили обучение учащиеся 11-х классов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и которые изъявили желание принять участие в мониторинге. Исследование проводилось на закрепленной в рамках государственного задания территории, включающей 7 субъектов Российской Федерации: Республик Башкортостан, Марий Эл, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик, Оренбургской и Кировской областей.
На основе анализа результатов мониторинга разработаны рекомендации для региональных и муниципальных органов власти и подведомственных им образовательных организаций. Рекомендации направлены на позиционирование способов повышения доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью, их дальнейшего трудоустройства и карьерного роста.
Изучение специфики отношения к гибким навыкам студентов вуза при обучении деловой коммуникации
В наши дни изучение русского языка в сфере деловой коммуникации является основной ча-
стью профессионального образования. На примере дисциплины «Русский язык в деловом
общении» представляется возможным сформировать гибкие навыки (soft skills) у студентов
вузов. Значимость данного исследования обусловлена необходимостью формирования, раз-
вития и активного применения универсального набора гибких навыков в образовательном
процессе вузов для дальнейшей адаптации выпускников на современном рынке труда. Иссле-
дование проводилось на базе Владивостокского государственного университета экономики
и сервиса. В нем приняло участие 196 студентов первого курса обучения. При проведении
опроса-анкетирования была применена методика субъективного шкалирования, полученные
данные были обработаны с помощью методов систематизации и обобщения. В результате ис-
следования установлено, что при изучении дисциплины «Русский язык в деловом общении»
у студентов формируется субъективное отношение к применению гибких навыков, помога-
ющих использовать полученные знания на практике и повысить мотивацию к личностному
профессиональному росту и развитию. В ходе исследования было выявлено, что 21 из 24 за-
явленных гибких навыков активно формируются у студентов в процессе обучения. Кроме
того, проведенный анализ данных анкетирования дал объективное представление о способ-
ностях, интересах и склонностях каждого студента, необходимых для совершенствования
учебного процесса. Учет результатов исследования вносит существенный вклад в развитие
теории компетентностной модели современного успешного выпускника. Практическое при-
менение результатов исследования состоит в возможности их использования вузами для со-
ставления и совершенствования рабочих учебных программ в соответствии с требованиями
новых образовательных стандартов.
Современная парадигма и модернизационные компоненты высшего образования
Актуальность исследования парадигмы высшего образования обусловлена динамичными из-
менениями в глобальном образовательном пространстве высшей школы, вызванными миро-
выми тенденциями, которые требуют использования информационно-коммуникационных,
цифровых и инновационных технологий и подходов к обучению. Целью статьи стало рас-
крытие современной парадигмы и определение модернизационных компонентов высшего
образования. В ходе данного исследования использовались сравнительный анализ, методы
синтеза, обобщения и систематизации различных научных подходов и графический метод.
В статье рассмотрены модели высшего образования в зарубежных странах в контексте их
адаптации к использованию в России. Раскрыты характерные черты традиционного и мо-
дернизированного высшего образования. Особое внимание уделяется роли учреждений выс-
шего образования в подготовке специалистов, соответствующих современным требованиям
рынка труда, формирующих их самостоятельность в выборе направлений, курсов, программ,
внедряющих прогрессивные формы, методики и технологии образовательного процесса.
Авторами показано, что цифровизация глубоко проникает в управленческую среду высшего
образования, в то же время определены проблемы и перспективы внедрения в России сов-
ременных средств электронного обучения, индивидуальных образовательных траекторий,
дистанционных образовательных технологий.
Авторами обоснована необходимость обновления современной парадигмы высшего образо-
вания, его модернизации по всем основным компонентам (управленческой, методической,
знаниевой, инновационной, институциональной). Определены ключевые фокусы и стратеги-
ческие задачи развития высшего образования, что может стать полезным в образовательной
практике современного университета.
Практика управления знаниями в секторе высшего образования с акцентом на бизнес-школы
Высшие учебные заведения аккумулируют и распространяют знания. В исследовании анали- зируется практика управления знаниями, свойственная бизнес-школам, выделяются ключе- вые факторы, способствующие и препятствующие развитию обучающихся. В бизнес-школах, по сравнению с остальной частью экосистемы высшего образования, существует особая по- требность в управлении знаниями. Это объясняется различиями в ценности разных видов знаний, в их хранении и поиске. В данном исследовании приведены основные параметры управления знаниями, актуальные для высшего образования. Представлена структура управ- ления знаниями в качестве стратегического инструмента развития и сохранения конкурент-
ного преимущества бизнес-школ. В работе отмечается, что бизнес-школы в большей сте- пени ценят современные прикладные, практические и контекстуальные знания, в то время
как другие университеты ценят менее транзиентные виды знаний. Знания, необходимые в бизнес-школах, нередко встречаются в информационных сетях, и их эффективное исполь- зование требует специальных стратегий. Интеграция с экосистемами знаний за пределами институциональных библиотек играет важную роль. Природа знаний, актуальных для биз- нес-школ, двойственна: они носят научный характер, но имеют практическую основу. Пред- ставленные контексты учитывают глобализацию и интернационализацию высшего образова- ния, что немаловажно для управления знаниями.
Каково отношение к учебе студентов-математиков? Исследование индивидуальных и мотивационных факторов
На сегодняшний день известно достаточно много публикаций, посвященных исследованию отношения школьников и студентов к математике. В них обсуждаются средства и методы, по- зволяющие учащимся справиться с негативными переживаниями и тревожностью при ее из-
учении. А как относятся к обучению в университете те студенты, для кого математика – часть жизни и будущая профессия? Целью работы является исследование отношения студентов- математиков к учебе и выявление влияния на них мотивационных и индивидуальных фак- торов. В опросе принимали участие студенты направления Прикладная математика. Резуль- таты анкетирования изучались посредством корреляционного, факторного, регрессионного и кластерного анализа. В процессе исследования было выявлено, что на отношение студен- тов-математиков к учебе влияет такая характеристика целостной индивидуальности, как пла- нирование деятельности, в то время как характеристики, отражающие особенности темпера- мента, не оказывают влияния. Посещаемость занятий большей частью зависит от внутренней мотивации (осознание своих способностей и важности учебы) и в меньшей мере – от оценки уровня преподавания, объективности выставления оценок и ощущения сложности изучае- мого материала. Проведенное исследование показало, что студенты в целом имеют положи- тельное отношение к учебе, учебный процесс соответствует ожиданиям студентов с высокой мотивацией и оценкой уровня своих способностей. Тем не менее, кластерный анализ выявил наличие проблемной группы студентов, которые нуждаются в поддержке преподавателей. Полученные результаты позволяют сформулировать направление дальнейших исследований и наметить меры по устранению имеющихся недостатков.
Шкала культурной интернализации: измерение внутренних и внешних причин для одобрения своей культурной идентичности
Конструкты «культуры» и «культурной идентичности» издавна признавались исследователя-
ми важными, но традиционно рассматривались с точки зрения их статических характерис-
тик, а не степени и качества интернализации. В соответствии с более динамичным взглядом
на интернализацию, предлагаемым Выготским и теорией самодетерминации (SDT), было
проведено два исследования с целью проверки измерительных свойств шкалы культурной
интернализации (ШКИ). Шкала оценивает внутренние и внешние причины одобрения чело-
веком окружающей его культуры. Первое исследование было проведено в США и получило
доказательства надежности, факторной структуры и прогностической валидности шкалы.
Второе исследование позволило воспроизвести полученные результаты на второй выборке
из США и на выборке из Китая. Кроме того, второе исследование показало, что большая ин-
тернализация окружающей культуры связана с удовлетворением основных психологических
потребностей в компетентности, связанности и автономии. Обсуждение результатов фоку-
сируется на потенциальном применении методики ШКИ в исследованиях, связанных с воп-
росами социализации, культурной адаптации иммигрантов и приезжих, а также студентов
высших учебных заведений.
Становление и развитие академической мобильности обучающихся Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского в образовательном пространстве Российской Федерации
Предметом исследования является становление и развитие академической мобильности обу-
чающихся в образовательном пространстве Российской Федерации на примере Крымского
федерального университета им. В.И. Вернадского. Системно исследуются теоретико-методо-
логические основы становления и формирования академической мобильности обучающих-
ся, в результате чего сгруппированы критерии ее развития. На основе комплексного анализа
сгруппированы и систематизированы виды академической мобильности по шести ключевым
критериям (географическая направленность, продолжительность действия, характер реали-
зации, планируемый результат, форма реализации, способ организации). На базе эмпири-
ческих данных реализации сетевых образовательных программ выявлены положительные и
негативные факторы развития академической мобильности обучающихся Крымского феде-
рального университета им. В.И. Вернадского.
С помощью экспертной оценки и на основе метода многомерного парного шкалирования
предложено ранжирование ключевых проблем развития академической мобильности обу-
чающихся КФУ им. В.И. Вернадского. Полученные данные позволили предложить пер-
воочередные и второстепенные направления поддержки и инструменты академической
мобильности вуза. Доказывается важность и потенциальная эффективность развития акаде-
мической мобильности обучающихся для дальнейшей интеграции системы высшего образо-
вания Крымского региона в единое образовательное пространство Российской Федерации.
Результаты исследования могут стать основой совершенствования образовательной полити-
ки КФУ им. В.И. Вернадского.
Размышления о том, как коллоквиум по электронному обучению обогащает деятельное сообщество
В данной статьей особое внимание уделяется ежегодному коллоквиуму по электронному
обучению, организуемому Центром инновационного образования и коммуникационных
технологий (CIECT) в Университете Западной Капской провинции (UWC) в Кейптауне
(Южная Африка): авторы изучили, как коллоквиумы повлияли на деятельное сообщество
(CoP). Кроме того, в статье освещаются основные этапы восьмилетней работы на инсти-
туциональном уровне по трансформации дискурса, касающегося вопросов смешанного
обучения. В статье демонстрируются усилия CIECT, предпринимаемые для эффективного
использования электронных инструментов (eTools) в целях продвижения таких понятий,
как деятельность, культура и структура, что имеет решающее значение в условиях постмо-
дернистского высшего образования (ВО), в котором существует потребность в создании ак-
тивной институциональной культуры. Человеческие ресурсы играют главную роль в форми-
ровании устойчивого деятельного сообщества, которое сможет способствовать улучшению
процессов преподавания и обучения. В ходе исследования были использованы вторичные
данные, а именно: детерминированная целенаправленная выборка из 78 человек, состоящая
из команды «Проектирование обучения» и из научных сотрудников UWC, которые исполь-
зуют в своей работе институциональную Систему Управления Обучением (LMS) или Лич-
ную Среду Обучения (PLE).
Психологические детерминанты достижения первой ступени академической карьеры в системе высшего образования
Главным показателем достижения первой ступени в академической карьере является при-
суждение степени кандидата наук, которое исходит из оценки научно-исследовательского
уровня соискателя. Наше исследование позволило создать психологическую модель субъекта
научно-исследовательской деятельности и выделить конкретные психологические характе-
ристики, обуславливающие формирование личности начинающего ученого. До этого описы-
вались требования и предпосылки личности, позволяющие считать ее субъектом научно-ис-
следовательской деятельности, но психологические детерминанты не определялись никогда.
Характер требований относился к общим психическим процессам, возможностям и качествам
личности, внутренняя конкретная обусловленность их проявления не раскрывалась. Отправ-
ка к профессионально ориентированной периодизации Е.А. Климова позволила нам выде-
лить две фазы освоения научно-исследовательской деятельности: «фаза интернальности –
приобретение профессионального опыта» – обучение в аспирантуре и «фаза мастерства –
квалифицированное выполнение трудовой деятельности» – выполнение требований ГОСТа
и защита кандидатской диссертации. Поиск психологических детерминант, как «внутреннего
условия» определяющего переход от фазы к фазе происходил с опорой на теоретико-методо-
логические подходы отечественной психологии: Е.А. Климова, Н.М. Пейсахова, Я.А. Поно-
марева, С.Л. Рубинштейна.
Данные положения позволили определить блок психодиагностических инструментов: валид-
ные и надежные опросники, а также методы статистической обработки данных соответству-
ющих высокому уровню достоверности: р≤0.001*** и р≤0.01**.
Психологическими детерминантами достижения первой ступени в академической карьере в
системе вузовского образования были определены показатели (при N (0.1), согласно t-крите-
рию): «критерии оценки» (4.56 (-3.428 р≤0.001***)), «планирование» (4.24 (-2.818 р≤0.01**)),
«самоценность» (10.32 (-2.695 р≤0.01**)).
Содержательная сторона обратной связи в процессе обучения
Аннотация
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена возрастанием роли систематической и ор-
ганизованной обратной связи между участниками современного образовательного процесса
с его установкой на активное обучение. Несмотря на внимание исследователей к данному
фактору, изучение письменной обратной связи от учащихся, адресатом которой является
преподаватель, а также последующий отклик преподавателя на полученную обратную связь
заслуживает более детального рассмотрения. Цель работы состоит в выявлении степени
сформированности у студентов способности к саморегуляции, рефлексии и оцениванию на
основе изучения форм обратной связи, предоставленных ими после выполнения группово-
го задания на занятиях по иностранному языку. В качестве методологической концепции
была использована модель саморегулируемого обучения Б. Циммермана; для интерпретации
данных применялся качественный анализ предоставленных письменно форм обратной. В
результате проведенного исследования был определен ряд проблемных областей в саморе-
гуляции студентов: непоследовательность оценивания компонентов-составляющих деятель-
ности и тотальной оценки всей деятельности; недостаточная степень организованности при
работе с формами обратной связи; несформированность умения осмыслять учебный опыт и
выделять сильные и слабые стороны как своей деятельности, так и одногруппников, а также
проектировать будущую деятельность. Намечены пути корректировки преподавателем дан-
ных проблем. Полученные результаты подчеркивают значимость «декодирования» препода-
вателем форм обратной связи и позволяют повысить качество образовательного процесса
за счет выстраивания истинно диалогичных отношений между его участниками и развития
метакогнитивных умений студентов.