В связи с необходимостью обеспечения экономического роста и конкурентоспособности России актуальным для страны является развитие молодёжного инновационного предпринимательства. Это требует не только реализации соответствующих образовательных программ, но и отбора в них молодых людей на основании эффективной оценки способностей и готовности к созданию бизнеса. Цель исследования – разработать и апробировать психодиагностическую методику, решающую проблему оперативной диагностики способности студентов к инновационному предпринимательству. Тест построен на основе предложенной М. В. Прохоровой, О. Л. Белоконь модели психических детерминант эффективной предпринимательской деятельности, связанной с инновациями. Методика включает в себя: инструкцию; 56 утверждений, согласие с которыми испытуемый выражает по 7-балльной шкале; ключ для обработки первичных данных, нормированные баллы (стены), разработанные для двух групп испытуемых (женщины и мужчины); руководство по обработке и интерпретации результатов диагностики. Для эмпирического обоснования методики использовались выделенные экспертами индикаторы поведения студентов. Проверка дискриминативности, трудности, внутренней согласованности, надёжности теста осуществлялась на выборке из 180 студентов. Выборку для оценки валидности методики составили 152 студента. Для определения факторной структуры теста и его стандартизации использовались результаты опроса 308 студентов. Установлено, что разработанная методика имеет высокий уровень дискриминативности и ретестовой надёжности. Все задания теста согласованы между собой. Шкалы методики имеют достаточный уровень валидности. В ходе апробации теста выявлены значимые различия между женщинами и мужчинами по четырём первичным шкалам: лидерство, креативность, нонконформизм, ранний предпринимательский опыт. Полученные различия дополнительно подтверждают дискриминативную способность и критериальную валидность теста, а также задают перспективы научных исследований, выявляющих особенности детерминации и формирования склонности к инновационному предпринимательству, обусловленные полом.
Ключевые слова : внутренняя мотивация
Преодоление коммуникативных барьеров в процессе обучения английскому языку студентов нелингвистических специальностей
Задача эффективно и массово обучать английскому языку студентов-нелингвистов остро стоит перед профессиональным сообществом, нацеленным на воспитание нового поколе- ния специалистов для нового типа экономики – экономики знаний. Способ решения этой проблемы – внедрение современных оригинальных и продуктивных подходов, способных повысить у учащихся интерес к иностранному языку, укрепить их желание активно им поль-
зоваться и снизить коммуникативные барьеры.
В данной статье описан эксперимент по внедрению устойчивой системы мер, направлен- ной на развитие англоязычной коммуникативной компетенции у студентов гуманитарных нелингвистических направлений подготовки. Методики, включающие экспериментальное обучение, опрос и статистическую обработку данных, позволили видеть, что комплекс таких мер, как расширение арсенала нестандартных учебных ситуаций и заданий, упор на соци- ализацию обучающихся, применение междисциплинарного подхода и формирование гете- рогенных учебных групп, способствует формированию внутренней мотивации к общению на неродном языке, устойчивому снижению коммуникативных барьеров при говорении на языке, выученном в условиях искусственного билингвизма, а также к повышению потребно- сти углубленно изучать иностранный язык и применять его на практике.
Взаимосвязь внутренней и внешней мотивации деятельности аспирантов университета с толерантностью личности к неопределенности
Изменчивость, разнообразие и высокая скорость эволюции современного мира порождают
неопределенность. Эта неопределенность является следствием свободы выбора и множества
альтернатив, с которыми сталкивается человек. В исследовательской деятельности неопре-
деленность является ее постоянным условием и даже предметом. Целью этого исследования
стало выявление взаимосвязи толерантности к неопределенности с типом (внутренняя или
внешняя) мотивации в различных видах академической деятельности в аспирантуре. У ас-
пирантов (N = 227) естественно-научных специальностей Казанского университета (Россия)
был определен уровень толерантности к неопределенности (высокий и низкий). Результаты
выявили прямую связь толерантности к неопределенности с внешней мотивацией и обрат-
ную связь с внутренней мотивацией деятельности аспирантов в университете. Это значит,
что при низком уровне толерантности к неопределенности аспиранты имеют более высокий
уровень внутренней мотивации научной деятельности, то есть избегание неопределенности
служит источником её внутренней мотивации. При высокой толерантности к неопределен-
ности аспирантам требуется больше внешних стимулов (вознаграждений, ограничений) для
мотивации исследовательской деятельности. Однако в группе с высоким уровнем толерант-
ности к неопределенности направление связей меняется: связь внутренней мотивации с то-
лерантностью к неопределенности становится прямой. Результаты могут быть использованы
в практике организации высшего образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭССЕ КАК ФОРМЫ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РАБОТЕ С МАГИСТРАНТАМИ
Актуальность исследования обусловлена развитием магистерских программ в университетах России, что требует изменения содержания и методов образования. Цель данной работы – представить опыт апробации эссе как формы экзамена магистрантов. Для сбора эмпирической информации был использован метод незаконченных предложений. Результаты показали, что подготовка эссе способствует обобщению и осмыслению проблемной информации, активизи-рует когнитивные и метакогнитивные процессы; такая форма итогового контроля является психологически комфортной, создает ощущение успеха, способствует актуализации источников внутренней мотивации, являющейся основой субъектности и стремления к саморазвитию. Материалы исследования могут быть полезны для преподавателей и студентов высших учебных заведений.