В дидактике высшей школы недостаточно исследованным остается вопрос о формировании
профессионального мышления студентов, ориентированных на педагогическую деятель-
ность, так называемого педагогического мышления. Вместе с тем, феномен педагогического
мышления, способы его формирования и диагностики могут дать четкие ориентиры для реа-
лизации механизмов индивидуализации и коррекции обучения, направленных на оптималь-
ное развитие профессиональных качеств личности будущего педагога.
Цель публикации – описание авторской методики диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, пред-
усматривающей использование метода групповых экспертных оценок.
Методология и методики исследования. Исследование выполнялось на базе компетентност-
ного подхода, позволяющего согласовать компетентностно-ориентированные цели профес-
сиональной подготовки будущих педагогов с уровнями формирования их педагогического
мышления. Для обоснования структуры, содержания и уровней формирования педагогиче-
ского мышления студентов использовался метод групповых экспертных оценок с привлече-
нием в качестве экспертов квалифицированных преподавателей вузов и действующих педа-
гогов дошкольных организаций.
Результаты. Определены базовая структура педагогического мышления и уровни его
формирования у студентов − будущих педагогов дошкольных организаций, позволяющие
аргументировать выбор средств обучения и адресной помощи обучающимся в рамках ин-
дивидуальных образовательных траекторий. Показана взаимосвязь и взаимозамисимость
компонентов педагогического мышления студентов − будущих педагогов дошкольных орга-
низаций со структурными компонентами профессионально-педагогической компетентности
выпускника бакалавриата.
Научная новизна. Предложена авторская методика диагностики уровня сформированности
педагогического мышления студентов – будущих педагогов дошкольных организаций, согла-
сованная с компетентностно-ориентированными целями их профессиональной подготовки,
определенными федеральным государственным образовательным стандартом высшего об-
разования и Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере
дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)».
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны администрации и
преподавателям вузов при проектировании индивидуальных образовательных траекторий
студентов бакалавриата – будущих педагогов дошкольных организаций, также аспирантам,
изучающим проблемы современного дошкольного образования.
Ключевые слова : будущий педагог
Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение
Актуальность исследования данной проблемы обусловлена тем, что возвращение интереса к
проблемам воспитания в профессиональном сообществе заставляет нас обстоятельнее рас-
сматривать фигуру педагога-воспитателя. Сегодня, наряду с позитивными изменениями в
отечественном воспитании, наблюдаются и негативные явления, которые отчасти являются
следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере
его деятельности – воспитанию. Возможные изменения в этой сфере прежде всего связаны с
определением теоретических основ подготовки будущего педагога к воспитательной деятель-
ности на основе систематизации современных научных знаний о воспитании. Это и составля-
ет цель исследования.
Методологическими основаниями исследования являются деятельностный подход, предпо-
лагающий рассмотрение феноменов воспитания сквозь призму человеческой деятельности;
системный подход, предполагающий рассмотрение воспитания как системы, связи и отноше-
ния между компонентами которой позволяют ей приобрести новое качество по сравнению
с совокупностью качеств ее частей; синергетический подход, предполагающий рассмотрение
воспитания как процесса в значительной степени самоорганизующегося; амбивалентный под-
ход, предполагающий рассмотрение педагогического явления через «дуальную оппозицию»,
то есть двусторонне – с двух противоположных, противоречащих друг другу сторон. Также
для реализации исследования представляется важной опора на следующие методологические
принципы: феноменологичности, требующий от исследователя всестороннего описания ис-
следуемых явлений прежде их понятийного определения и междисциплинарности, предла-
гающий рассматривать воспитательную деятельность педагога, используя данные различных
научных дисциплин.
Результаты исследования позволили определить ключевые проблемы подготовки студентов
педагогических специальностей к осуществлению воспитательной деятельности в системе
образования; выявить достоинства и недостатки в существующем на сегодняшний день про-
граммном и учебно-методическом обеспечении подготовки студентов педагогических спе-
циальностей к осуществлению воспитательной деятельности; представить образ выпускника
педагогического вуза, востребованного руководителями российских школ; систематизировать
современные научные знания в области теории и методики воспитания; разработать теорети-
ческие основы подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности в системе об-
щего и дополнительного образования.