В последнее время наблюдается стремительное развитие искусственного интеллекта (далее – ИИ), ввиду чего вопросы, касающиеся интеграции ИИ в процесс подготовки будущих специалистов, в том числе учителей, становятся особенно актуальными. В свою очередь эффективность внедрения цифровых технологий в учебный процесс зависит от имеющегося у педагогов опыта использования данных технологий, уровня их компетентности в этой области, а также от отношения к ним участников образовательного процесса. В связи с этим целью данного исследования стало изучение опыта использования ИИ в образовании и повседневной жизни и отношения к нему студентов педагогического профиля по различным направлениям подготовки. Наше исследование показало, что в целом студенты осведомлены о возможностях ИИ и используют его как в личных, так и в образовательных целях. Около 20 % будущих учителей имеют первичный опыт применения ИИ в педагогической деятельности на этапах планирования и непосредственной разработки содержания уроков. В статье отмечается, что студенты, в зависимости от их профиля подготовки, выделяют различные аспекты использования ИИ, применимые для конкретных научных областей и учебных дисциплин, а также в процессе подготовки уроков. В то же время более 80 % респондентов указывают на возможные риски использования ИИ в образовании и критически оценивают возможности ИИ. Вместе с тем около 60 % опрошенных студентов согласны с необходимостью адаптироваться к изменениям, которые несет с собой ИИ. В зависимости от профиля подготовки полученные результаты могут стать основой для дальнейших исследований и дискуссий о роли ИИ в образовании, а также для разработки стратегий по эффективной интеграции этих технологий в учебный процесс с учетом меняющихся потребностей и специфики профиля подготовки студентов.
Ключевые слова : будущие учителя
Мнение студентов об образовании одаренных детей и профессии учителя
Одаренные дети имеют особые познавательные и социальные потребности, и их образование
требует больших усилий со стороны учителей. Поскольку между убеждениями и поведением
существует прямая зависимость, необходимо исследовать взгляды учителей, чтобы гаранти-
ровать одаренным учащимся получение образования, соответствующего их потребностям.
В настоящей статье изучается отношение студентов-будущих педагогов к работе с одарен-
ными детьми, для того чтобы предотвратить возможные проблемы в деятельности молодых
специалистов, направленной на учащихся с особыми потребностями. В исследовании при-
няли участие 83 студента педагогического факультета Белградского университета. Для сбо-
ра данных был использован опросник Ганье и Надо «Отношение к одаренным детям и их
образованию» и опросник «Удовлетворенность работой учителя». Результаты показали, что
студенты положительно относятся к образованию одаренных детей в Сербии. Теоретические
концепции, связанные с обучением одаренных учащихся, будут включены в их преподава-
тельскую практику. Студенты с пониманием относятся к студентам с ограниченными воз-
можностями и осознают необходимость для них специальных образовательных программ.
Авторы приходят к выводу, что студенты довольны социальным положением и возможно-
стями, которые предлагает им профессия учителя, но не довольны экономическим развитием
общества. Полученные результаты свидетельствует о положительной тенденции в развитии
образования одаренных детей в Сербии.